Сквозь снег» в деталях

Третьего дня посмотрел художественный фильм Сквозь снег. В оригинале называется Snowpiercer, то есть Пронзающий снег, но надмозги решили вот так и стало так. В российском прокате данный фильм почему-то не шёл, лично я купил двд в подземном переходе у пиратов. Борьба с пиратством, как мы знаем, идёт нешуточная, особенно в центре города Санкт-Петербурга. В общем, купил и посмотрел. Дальше пойдут спойлеры, если не хочешь знать подробностей сюжета – выключай.

Сюжет вкратце таков. На планете Земля случилась катастрофа. Кучка дебилов из числа экологов пыталась забороть глобальное потепление и напустила в атмосферу специальный газ. И всё шло прекрасно, потепление отступило, но вместо него внезапно наступило глобальное похолодание и вся земля покрылась ледяным панцирем. Кстати, нечто подобное – глобальные похолодания — в истории уже бывало, при полном отсутствии промышленности, парниковых эффектов, рассосавшихся озоновых слоёв и дебилов от экологии. Раз – и стало холодно, раз – и три года подряд без урожая, дикий голод, кругом смерть и полный атас. Так что задумка для фильма вполне годная, с точки зрения многих авторитетных экспертов – вполне тянет на научную фантастику.

В общем, на землю навалился лютый мороз, и всё человечество вымерло. Осталась небольшая кучка граждан, которые мчатся по замёрзшей планете в специальном составе, построенном неким техническим гением. Железная дорога проложена через все континенты, и состав нарезает круги сквозь лютый холод и бесконечную пургу вот уже восемнадцать лет.

Внутри поезда едут люди. В голове состава в полном комфорте едут люди благородные, а в хвосте, в грязище и дерьмище, ютится никчёмное быдло. Первый класс, второй класс, работяги, менты-военные, где родился – там и пригодился. Аристократы радуются жизни, пролетарии горе мыкают. Всё как положено в нормальном капиталистическом обществе. Все люди равны, просто некоторые немножко равнее. Конечно, в свете нынешней политкорректности, в тюремных условиях вагона-столыпина общего режима бок о бок мирно живут белые, негры, азиаты. Само собой, мужики вперемешку с бабами. Глядя на это, с первых кадров понимаешь: фильм – фантастический.

Но низы железнодорожно-вагонного общества не довольны правильным мироустройством, они тоже хотят жить красиво, и поэтому поднимают восстание и ломятся в первые вагоны за ништяками.

Тут надо кое-что пояснить. Творец всегда снимает кино про себя. То есть показывает события так, как всё видится лично ему, исходя из его личного опыта, индивидуального воображения и размаха интеллекта. Ну так и тут: гражданин капиталистического общества немедленно поделил состав на классы. Богатые живут богато, средний класс – средне, пролетарии – в заднице. Таков естественный порядок вещей, иначе быть не может.

Казалось бы: надо построить внутри поезда экосистему для проживания людей. Зачем их делить на классы? Особенно если учесть, что в поезде никто не работает, в том числе и нищие в последних вагонах? Ответа нет. Просто без привычного социального расслоения не было бы сюжета. Основанный на таком мощном, глубоко продуманном фундаменте сюжет прекрасен и во всех остальных аспектах.

Кстати, вот были бы там русские, эти бы сразу построили свой привычный колхоз. Здесь мужики, тут бабы, всё лучшее – детям, поочерёдные дежурства, всё как положено в родной казарме. А про что бы тогда было кино? Про коммунистический поезд? То-то и оно.

Нищих контролируют вооружённые солдаты, расхаживают по вагону с винтовками через плечо. Ветеранов конвойной службы подобный подход повергает в ступор: а ну как контингент оружие отнимет и тебя же из него подстрелит? Почему нет бойниц в стене, через которые за пассажирами заботливо присматривают стволы пулемётов? почему личный состав бродит по вагону без огневого прикрытия, наплевав на свою жизнь? Ответ простой: а режиссёр так видит.

Вооружённые солдаты время от времени отнимают у пролетариев детей. Бегают с оружием между шконками, вылавливают детишек и куда-то уводят. Сразу вопрос: почему пролетарии сами не приводят своих детей? Их ведь можно лишить еды, лишить воды, назначить среди них надзирателей из числа предателей, готовых на что угодно ради миски супа? Почему солдаты не имитируют, к примеру, детский медосмотр? Почему не скажут, что одарённого малыша уводят в гораздо лучшие условия, в тепло и сытость? Нет, вместо этого вооружённые бойцы мечутся сради вооружённых ножами и молотками пролетариев, отнимают детишек и волокут в полную неизвестность, провоцируя бунт. Ведь так душещипательнее.

Жрут пролетарии некие протеиновые, то есть белковые бруски. Такие чёрные, резиновые бруски. Жрут безо всякого удовольствия, заметно, что протеиновые батончики им не нравятся. Им вообще всё не нравится. Само собой, пролетарии восстают – нападают на солдат, отнимают оружие. И начинают прорываться из вагона в вагон, продвигаясь, так сказать, по социальной лестнице. Каждый следующий вагон – некая ступенька в местной иерархии.

Перво-наперво восставшие выпускают из тюремного ящика толкового корейца-наркомана, который тут же выпускает из соседнего ящика свою дочурку. Кореец умеет открывать междувагонные двери, чем и занят дальше весь фильм. При этом кривляется, открывать не торопится, умничает, в общем – как может портит окружающим нервы. Ни у кого из присутствующих не хватает ума посмотреть, как он открывает двери и заняться этим самим. С точки зрения режиссёра так надо.

В одном из вагонов восставшие видят развешанные на крюках туши животных, битую птицу. Выясняется, что пассажиры первого класса жрут приличную пищу, а не протеиновые бруски. Правда, далее ни в одном вагоне не будет ни коров, ни баранов, ни даже куриц, но режиссёру виднее – как надо показывать классовые различия.

Тут же главный герой совершает открытие: оказывается, питательные бруски изготавливают из насекомых – не то из кузнечиков, не то из тараканов. Все в шоке – какой кошмар, какие адские издевательства привилегированного класса над несчастным пролетариатом! Правда, немного погодя главный пролетарий сообщает, что не так давно убивал и жрал маленьких детей, а другие пассажиры отрезали друг другу конечности и тоже жрали. Людоеды сперва замирают, но потом начинают орать, что бруски из тараканов – это перебор, это вообще за гранью, не будем терпеть!

Вот что страшнее: жрать убитых детей соседей по вагону или жрать тараканов? И почему гениальный конструктор не предусмотрел возможность питания для пассажиров последних вагонов? Кстати, откуда взялись тараканы и что эти самые тараканы жрут, чтобы плодиться в достаточном количестве – объяснений в фильме нет. Как на полном скаку построили машину для выращивания и переработки тараканов – тоже непонятно. Ну, если её не было сразу и пассажиров довели до людоедства. А если она была — зачем надо было жрать детей, когда в наличии питательные тараканы – так и осталось неясно.

Революционеры с боями прорываются к светлому паровозному будущему. Путь преграждает местный ОМОН с топорами в руках. У них хитрый ментовский план: поезд заезжает в туннель, менты надевают приборы ночного видения и рубят революционеров топорами в лапшу! Главный мент держит в руках дохлую рыбу, макает топор в распоротый рыбный живот, мажет топор рыбьей кровью, передаёт рыбу другим ментам – страшно! Поезд влетает в туннель, начинается резня, но тут из хвоста состава, вагонов через десять, прибегает способный мальчик с факелом из тряпок. И вся ментовская затея мгновенно рушится: унылые пролетарии мигом перебили всех натренированных ментов с топорами и ПНВ, а тут уже и поезд выезжает на свет. Изобретательность создателей фильма просто поразительная.

Нетрудно догадаться, что за восемнадцать лет железную дорогу местами подзамело обильным снежком, а кое-где на путях наросли ледяные глыбы. Само собой, за железной дорогой никто не следит, только время от времени по ней проезжает один и тот же поезд. За подвеской которого, кстати, тоже никто не следит. Снег любой толщины поезду ни по чём, ледяные глыбы он с разбегу расшибает паровозом – даже на мостах, висящих на пропастями километровой глубины. Конечно, от ударов поезд немного покачивается, но в целом всё нормально. Кстати, всё остальное время поезд не качается вообще, вагоны стоят как приколоченные. Такая режиссёрская и операторская находка.

В голову состава революционеры лезут не просто так. Оказывается, паровоз оснащён вечным двигателем, от которого зависит всё. На чём работает двигатель – не объясняют. В чём смысл установки мега-двигателя на поезд? Почему двигатель не поставлен на земле, почему люди не построили вокруг него герметичный, хорошо отапливаемый городок с теплицами? Почему не забрались с двигателем в пещеру? Нет ответа. Просто режиссёру интересно гонять пассажиров из вагона в вагон, поэтому по заснеженным равнинам мчится адский поезд.

Актёрская игра всю дорогу на должной высоте. Главный герой – капитан Америка, сперва смотрит скорбно, потом всех дубасит и смотрит бодрее. Через поезд революционеров ведёт взятая в плен отвратительно кривляющаяся Тильда Свинтон. Зачем кривляется – понять невозможно, вроде фильм серьёзный. Но получается у неё отлично. Остальные удачно оттеняют игру центральных персонажей. Правда, большинство персонажей вызывает только недоумение: кто эти люди, зачем они здесь? Но режиссёру виднее.

Далее оказывается, что у состоятельных граждан есть патроны. Почему они их не использовали ранее – понять невозможно. Очевидно, патроны появились строго для того, чтобы устроить перестрелку с главным героем на повороте – через стёкла, из пистолета-пулемёта, на расстоянии метров в триста, на диком ветру. Выглядит полной идиотией, но режиссёру виднее.

Революционеры прорываются через вагон – школьный класс, вагон-аквариум, вагон-огород, через вагон-баню, и даже через вагон-дискотеку. Местами не покидает чувство, что смотришь фильм Терри Гильяма «Бразилия», часть вторая. Дискотека, битком набитая наркоманами – это, кстати, второй вагон, прямо возле драгоценного двигателя. Конструктор, видимо, крепко подумал, прежде чем собрать всех дегенератов возле центра жизнеобеспечения. Но это были цветочки.

С каждым вагоном накал идиотии заметно возрастает. В первом вагоне сидит злобный Эд Харрис – изобретатель технического чуда. Эд Харрис не управляет поездом, а жарит себе стейки и жрёт. В паровозе ни пульта управления, ни даже окон. А в подполе локомотива, внутри паровозного механизма, сидят отнятые у пролетариев дети и вручную помогают работе двигателя. Не то смазку распихивают, не то что-то крутят – неясно. Что это, зачем это? Это так спроектировали механизм, чтобы засовывать в него маленьких детей? Это, пожалуй, лучшая сценарная находка. Всё остальное по накалу идиотии не дотягивает решительно. Даже наркоманы со взрывчаткой возле двигателя меркнут.

В аристократическом первом вагоне выясняется, что восстания организуют заговорщики из элитных первых вагонов, дабы сокращать популяцию пролетариев. А помогают им вербованные твари из вагонов задних. Как только организуется восстание, восставших аккуратно отстреливают (патроны есть), сберегая завербованных предателей для следующего раза. Невозможно понять: почему не везут с собой хотя бы один вагон многоразовых презервативов? Зачем позволяют пролетариям плодиться? Почему недостойных пролетариев не стерилизуют? Почему нет вагона-абортария? Почему нет вагона – роддома, где роженице скажут, что ребёнок умер, и тут же перекрутят его на котлеты? Нет ответа. Для режиссёра самый эффектный способ – массовый забой лишних граждан, так что всё в порядке.

Дальше, понятно, отчаянная борьба по вытаскиванию несчастного ребёнка из механизма, в ходе которой главный герой лишается руки. По ходу фильма многие лишаются рук и не сильно по этому поводу переживают. Зачем совать руки туда, куда можно спокойно засунуть какую-нибудь железяку? Но режиссёр хочет отрезать руку, и рука отрезана! После чего двигло клинит, поезд сходит с рельс, вагоны летят в разные стороны, катастрофа.

Парочка оставшихся в живых накидывает невесть откуда взявшиеся меховые шубы и выбегает на лютую стужу. Кругом красота, мороз и солнце! А неподалёку стоит белый медведь и смотрит на людей. То есть мороз не настолько суровый, чтобы умерли все – медведь-то жив. А значит, медведей много, и они плодятся. А значит, медведи что-то жрут, то есть вокруг тюлени, рыбы, птицы и прочее зверьё. Но к этому моменту зрителя данного фильма нельзя удивить уже ничем, ибо лютый бред – в каждом кадре.

И вот — финал. Поломанный двигатель, разбитый поезд, передавленные и перебитые люди, пара выживших, а к месту крушения не торопясь подходят голодные белые медведи. Зачем всё это было? Ради чего затеяли бунт? Надо ли было угробить всех, кто ехал на поезде, чтобы спасти одного мальчика? Который, кстати, умрёт через полчаса от холода? Что лучше – жрать пюре из тараканов или пусть тебя самого сожрёт медведь? Если паровоз с двигателем – голова, а последний вагон – задница, надо ли разрешать заднице принимать решения о судьбе всех пассажиров? Режиссёр предлагает зрителю подумать над революционной ситуацией самостоятельно.

Короче, накал идиотии – просто потрясающий. Фильм чудовищно тупой. И, как это обычно бывает, именно этим прекрасен. Каким бы странным не показалось, смотреть интересно. Фантастика, так называемые идеи в наличии. Отличные декорации, только поезд и пейзаж нарисованы очень дёшево.

Ну а сам фильм предназначен либо для детей 13-15 лет, либо для персонажей, на всю жизнь оставшихся пятнадцатилетними. Ибо только в таком возрасте можно по достоинству оценить глубочайшие социологические прозрения режиссёра. Идиотский сценарий, дурацкие персонажи, полное отсутствие здравого смысла. Всех детей данный фильм безусловно заставит задуматься. Собственно, так им и надо.

Кстати, на пиратском диске фильм переведён и озвучен парочкой конченых дегенератов, как это у них принято – мальчиком и девочкой. Как обычно, одни идиоты не способны понять о чём говорят на экране, а другие идиоты гнусными голосами наговаривают написанную первыми ахинею. Хорошо хоть английская дорожка была, смог нормально посмотреть. Но любителям дубляжей работа неизвестных профессионалов наверняка понравится.

Содержание

В 2014 году учёные запустили процесс, призванный остановить глобальное потепление на Земле, распылив в атмосфере химикат CW-7, но процесс вышел из-под контроля и в итоге наступил Ледниковый период. Спустя семнадцать лет мир скован льдом и снегом, и всё это время по кругосветной железной дороге без остановки мчится длинный экспресс, запущенный в дни катастрофы железнодорожным магнатом Уилфордом (Эд Харрис). На этом поезде нашли убежище около двух или трёх сотен людей. Но как и в большом мире, так и в поезде пассажиры поделены по социальным классам. Те, кто едет в вагонах ближе к локомотиву, это бывшие сильные мира или те, кому когда-то повезло. Они хорошо обеспечены, у них хорошая еда, обслуживание и развлечения. В хвостовых же вагонах едут бедняки, которые питаются лишь протеиновыми пластинами, производимыми из насекомых.

Время от времени в поезде происходили восстания, но всякий раз их топили в крови солдаты Уилфорда и члены поездной бригады. Но бедняки не сдаются, видя иной будущий исход событий для себя. Старик Гиллиам (Джон Хёрт) и молодой мужчина Кёртис (Крис Эванс) анализируя поведение и разговоры работников поездной бригады, приходят к выводу, что солдаты растратили свои боеприпасы в подавлении предыдущих восстаний и ходят с незаряженным оружием. Вскоре происходит событие ставшее причиной очередного восстания. Из первых вагонов приходит помощница начальника поезда и забирает с собой нескольких маленьких детей. Отец одного из них, пытаясь помешать, запускает помощнице в голову своим ботинком. За это солдаты хватают мужчину и вытаскивают его руку в специальное отверстие наружу поезда. Там его рука превращается в подобие сосульки и её демонстративно разбивают молотом. Позже при следующей раздаче еды Кёртис провоцирует одного из солдат выстрелить в себя, даже нажимая за него на спусковой крючок, но выстрела за этим не следует, так как его карабин не заряжен, и это даёт сигнал к началу бунта.

Глава восстания Кёртис получает информацию от неизвестного доброжелателя через красные записки в железных капсулах, спрятанных в еде. В одной из записок содержится имя специалиста по безопасности Намгун Мин Су, которого держат в тюрьме и который может открыть любую дверь поезда. Под руководством Кёртиса бунтовщики идут в сторону локомотива, чтобы освободить корейца и захватить Двигатель. Добравшись до тюремного отсека, они освобождают корейца-наркомана Намгун Мин Су (Сон Кан Хо) и его дочь Юну. Кореец помогает бунтовщикам открывать двери в следующие вагоны в обмен на кранол — шарообразную взрывчатую массу типа пластилина, которая ещё и действует как наркотик.

Изначально восстание идёт с успехом, бунтовщикам даже удаётся взять в плен одну из важных начальниц на поезде Мейсон (Тильда Суинтон). Однако после школьного вагона удача отворачивается от них. Оказывается, что на поезде по-прежнему есть огнестрельное оружие. Посланные Уилфордом полицейские, вооружённые автоматами, пробиваются в хвостовой отсек, а Кёртис принимает решение идти вперёд. До головы локомотива добираются лишь трое: Кёртис, кореец и его дочь.

Кореец предлагает Кёртису не открывать дверь в частный отсек Уилфорда, а взорвать с помощью кранола дверь, ведущую на улицу. Он объясняет Кёртису, что холод постепенно отступает. Так как поезд ходит по кругу, он раз в год проезжает мимо места падения пассажирского самолёта. Кореец всегда следил за ним и замечал, что снега на обломках становится всё меньше. Он вместе с дочерью хочет выпрыгнуть из поезда, поэтому он собирал кранол, чтобы сделать из него взрывчатку.

В это время дверь в локомотив открывается и перед Кёртисом предстаёт вооружённая помощница Уилфорда, которая приглашает Кёртиса поужинать с главой поезда. Он рассказывает Кёртису о том, как на самом деле устроена жизнь в поезде. Оказывается, все восстания на поезде были спланированы им и Гиллиамом, который был его другом. Им нужно было, чтобы бедняки и богачи поезда иногда убивали друг друга, чтобы не дать пассажирам поезда переплодиться, тем самым поддерживая исходный баланс. Красные записки Кёртису также посылал сам Уилфорд, изначально казавшийся тайным доброжелателем.

Кёртис оказался первым из всех бунтовщиков, кому удалось добраться до головного вагона. Уилфорд предлагает Кёртису стать партнёром в руководстве поездом после гибели Гиллиама (а в перспективе — и своим будущим преемником). Кёртис фактически поддается на уговоры Уилфорда, понимая скудность перспектив, в это время кореец с дочерью приделывают бомбу на боковую дверь, и Юна бежит к Кёртису за последней спичкой, чтобы поджечь бомбу. Кёртис отказывается отдать ей спичку, сломленный истиной и внезапным предложением, и она, пользуясь своим даром предвидения, открывает ему глаза на то, что в главных устройствах поезда сидят маленькие дети, тем самым, прерывая его продолжительное оцепенение. Уилфорд пытается объяснить, что некоторые детали поезда уже слишком изношены, так что работу механизмов приходится выполнять детям. Кёртис, пытаясь собраться с мыслями, не дает ему договорить, и, отправляя его в нокаут, вытаскивает из моторного отсека пятилетнего мальчика Тимми, одного из детей уведённых перед бунтом. Также он отдает последнюю спичку Юне, которая в итоге и поджигает бомбу.

Из-за технической неполадки двери в отсеках не закрываются, и кореец с Кёртисом прикрывают своими телами Юну с Тимми от взрыва. Поезд в этот момент следует через горы и прогремевший взрыв вызывает мощную лавину, которая, обрушившись на состав, сбрасывает его с путей, и он постепенно терпит крушение. Похоже, что погибают все, кто ехал в поезде, в живых остаются только Юна и Тимми. Они выбираются из локомотива и недалеко от места крушения видят идущего через горы белого медведя.

— Визуальные контрасты и гротеск:

Фильм Сквозь снег весь пронизан контрастами – вот только что была кровавая резня на топорах с охраной и буквально в следующей сцене мы видим идиллические картины – сады, океанариумы и суши бар. Видим бассейны и ночные клубы, где купается и отдыхает народ, и никому нет дела до проходящих мимо окровавленных голодранцев. Подобное свойственно азиатскому кинематографу и добавляет еще больше перца картине.

— Ира актеров характеризуется одним слово – «верю»!

Великолепный кастинг работает как один организм. Главный герой Кертис в исполнении Криса Эванса, трудно опознаваем в деревянных ролях капитана Америки в Мстителях и в франшизе Первый мститель.

Отличная роль у Джона Хёрта (Выживут только любовники, Чужой, Мертвец, Риллингтон Плейс, дом 10) – Гиллиам, опытный старик, который является одним из главных двигателей революции. Чего стоит история о том, как он потерял свою руку!

Эд Харрис (Аппалуза, Оправданная жестокость, Игры разума) в роли ученого Вилфорда тоже не прост, у него своя правда и свои принципы, которые явно перевешивают то, чем руководствуется главный герой.

Сон Кан Хо — любимец режиссера Пон Чжун Хо, которого он снимает практически в каждом своем фильме, сыграл спеца по электронной системе дверей. Токсикоман и сумасброд, он отмачивает свои кренделя в фильме, привнося юморные моменты.

Джейми Белл – восходящая звезда, известный своими ролями в фильмах Грязь, Нимфоманка, Джейн Эйр, так же на месте, играя нетерпеливого и взрывного Эдгара, который постоянно лезет на рожон.

Октавия Спенсер – эту негритянку, обладательницу Оскара, вы наверняка уже видели в фильмах Прислуга, Ужин с придурками или Затащи меня в ад.

Но больше всех мне удовольствия доставила Тильда Суинтон (Орландо, Поговорим о Кэвине), сыгравшая отменную мразь. Загримированная до неузнаваемости, она прямо таки физически вызывает неприязнь. Мощно сыграла, тут даже без альтернатив.

Южно корейский кинематограф вообще и режиссер Пон Чжун Хо в частности давно уже находятся в поле моего пристального внимания. Меня весьма впечатлили предыдущие фильмы Пон Чжун Хо – Мать и Вторжение динозавра. В них так же прослеживался явный социальный подтекст и сатира.

Сюжет (без спойлеров)

Сюжет, я думаю, для многих уже известен, но тем не менее для тех, кто вдруг пропустил. Недалекое будущее. После неудачных экспериментов учёных, направленных на борьбу с глобальным потеплением, Земля погружается в очередной ледниковый период.

Небольшая группа выживших живёт в поезде, который мчится сквозь снега и льды благодаря вечному двигателю. Места в поезде распределены согласно купленным билетам: первый класс, эконом и “халявщики”.

Последние разместились в самом конце поезда, где они ютятся на жестких койках и питаются жуткими на вид (и на вкус тоже) протеиновыми желе, в то время как те, кто живет в “голове” поезда, продолжают пользоваться всеми благами цивилизации.

В недрах этого убогого вагона зарождается бунт, цель которого добраться в самое начало поезда, где находится двигатель.

[здесь и далее по тексту спойлеры]

Благодаря тщательному планированию и сообщнику из начала поезда, который снабжает их важной информацией, негласный лидер бунтующих, Кёртис (Крис Эванс) приходит к выводу, что охрана вооружена “бесполезными” ружьями, и прорвать первую линию обороны будет проще, чем предполагалось.

Однако, впереди еще несколько десятков дверей, которых им не открыть без Намгуна Минсу (Сон Кан Хо — Адвокат, Чтец лиц), инженера всех этих хитроумных замков и законченного наркоши. Кёртис и Нам заключают сделку: за каждую открытую дверь Нам и его дочь Йона (Ко А Сон — Элегантная ложь, Ходят слухи) будут получать по кронолу, местному наркотику, сделанного из промышленных отходов.

Постепенно отряд продвигается вперёд, от вагона к вагону, пока не встречает в отсеке с водой сопротивление в лице охраны и министра Мейсона (Тильда Суинтон), которая в очередной раз очень доходчиво объясняет, что “каждый находится на своём месте” и “место бунтующих в конце поезда”. “Я — шляпа, вы — обувь. Знайте свое место. Будьте обувью”.

Но бунтари не готовы так просто сдаться, ведь если они захватят этот отсек, то будут контролировать воду — важный ресурс и еще один аргумент в предстоящих переговорах с Уилфордом (Эд Харрис), держащим под строгим контролем весь поезд, и самое главное — вечный двигатель.

Водный отсек не дался бунтующим просто так: разыгралась настоящая резня в ходе которой, Кёртис вынужден сделать выбор — взять Мейсона в плен или потерять своего друга Эдгара (Джейми Белл), который буквально вырос у него на глазах.

Захватив водный отсек и министра Мейсона в придачу, они продвигаются вперед, где обнаруживают чудесные зимние сады и огромные аквариумы. Заметно поредевшей группе бунтарей удаётся даже отведать суши.

Так они добираются до классной комнаты, где детишкам преподают жизненно важный урок: “Если выбраться из поезда, мы все замёрзнем и умрём. Если вечный двигатель остановится, мы все замёрзнем и умрём”.

Однако, Уилфорд, следящий за происходящим, не может позволить бунтарям пройти очередной вагон без всяких последствий. Он устраивает перестрелку, а за бунт мстит убийством Гиллиама (Джон Хёрт), наставника и друга Кёртиса.

Кёртис всё больше уверяется в необходимости бунта и продвигается вперёд, через эконом и первый класс, теряя еще больше людей. В итоге до заветной двери, за которой скрывается двигатель и его создатель, добираются только трое: Кёртис, Нам и его дочка.

Тут-то и становится ясно, что великим планам Кёртиса не суждено сбыться: Нам отказывается открывать дверь к Уилфорду, вместо этого он хочет открыть единственную дверь наружу с помощью кронола, в первую очередь мощного горючего, и в больших количествах фактически бомбы. Он заметил, что за последние годы климат начал меняться, а снег таять. У них появился шанс выжить снаружи.

Однако Уилфорд сам открывает дверь Кёртису.

Наконец-то достигнув своих целей, Кёртис узнаёт неутешительную новость — вся “Великая Революция Кёртиса” была тщательно спланирована и разыграна Уилфордом и Гиллиамом, в которой так называемый лидер оказался всего лишь марионеткой.

Именно Уилфорд посылал записки в хвост поезда, чтобы подлить масла в огонь и достичь желаемого эффекта: бунта и резни, в ходе которой погибли бы люди. Цель всего этого маскарада — достичь баланса, чтобы популяция в поезде держалась на строго соблюдаемой отметке для (относительно) комфортного существования других, ведь “поезд — это закрытая экосистема”, которая не может сама себя регулировать, поэтому заниматься этим приходится Уилфорду не без помощи таких “Кёртисов”.

Пока Кёртис отходит от шока, Уилфорд готов предложить ему в утешение свою должность и место лидера, в чьи обязанности входит следить за количеством пассажиров и за исправностью двигателя — “ведь он всегда хотел именно этого”.

Кёртис в последний раз должен сделать выбор: возглавить поезд и стать новым Уилфордом или же помочь Наму и Йоне открыть дверь, ведущую наружу.

В итоге Кёртис решает помочь последним и отдаёт им спички, чтобы активировать импровизированную бомбу. К сожалению, дверь-сейф Уилфорлда сломалась и не в состоянии защитить их от ударной волны, зато это могут сделать Нам и Кёртис, укрывая своими телами детей.

Наконец-то этот поезд прекращает свой путь и сходит с рельс. Йона делает первый шаг… и с удивлением обнаруживает, что пока не замерзла до смерти, и скорее всего в ближайшее время ей это не грозит.

Комментарии

У меня, конечно, осталось еще первое место для просмотра, но я могу с уверенностью заявить, что “Сквозь снег” — фильм, который покорил меня не только из всей десятки за 2013, но и вообще — из фильмов, просмотренных в последнее время. Давайте разбираться в чём дело.

Во-первых, я люблю фильмы про будущее в общем, и про постапокалиптическое будущее в частности. “Сквозь снег” отличный пример того, как может развиваться наше с вами будущее в снегах. А судя по последним заявлениям учёных, которые предрекают нам очередной ледниковый период, ждать осталось недолго. Вот только такого поезда у нас нет…

Во-вторых, эстетика “Сквозь снега”. Такое разнообразие пассажиров поезда Уилфорда вволю даёт разгуляться фантазии режиссера и арт-директора. Грязь и обноски задних вагонов, вычурность средних, цвета “вырви-глаз” классной комнаты и стерильность комнаты самого хранителя двигателя. Всё это погружает в атмосферу фильма не хуже самого кронола (наверно).

В-третьих, зрелищность. Помимо интригующего сюжета и важного посыла “Сквозь снег” еще и очень зрелищен. Чего только стоит бойня в водном отсеке. Экшен-сцены здесь возможно и не основная движущая сила, но всегда приятно посмотреть на хорошо поставленную драку.

В-четвёртых, поезд как метафора социума. Ну и перейдём к сюжетной составляющей. Только ленивый не сравнил поезд с устройством нашего общества. Ну если это сравнение так и лежит на поверхности, то почему бы и нет? Кто-то даже успел поругать По Чжун Хо, за то, что метафора выдалась слишком прямолинейной. Но я бы сказала по-другому: понятнее и полнее метафоры и не придумаешь.

В то время как Кёртис стремится добраться до начала поезда, делая каждый раз при этом сложный выбор: Эдгар или Мейсон, отмщение и прощение и т.д., Нам преодолевает свой путь.

Однако, остановимся на минутку и подумаем, для чего Кёртис проделал весь этот путь, “став первым человеком, кто прошел весь поезд”.

Для чего вообще затеваются революции? Добиться равноправия/ ресурсов в нашем случае? Вполне вероятно, однако к тому моменту, когда Кёртис добрался до двигателя, в конце поезда людей осталось не так много. Да и вряд ли, Уилфорд, строго соблюдающий баланс, допустил бы перераспределения ресурсов: у него всё и так выверено чётче некуда.

Тогда власти? Как и сказал Уилфорд Кёртису: “Ты всегда хотел этого — стать лидером”. Возможно именно жажда власти и желание быть во главе двигали Кёртисом, что он выбирал жизнь потенциального заложника, а не друга?

Хотя можно сказать, что Кёртис цели своей практически достиг, однако осознание того, что организованная тобой революция оказалась всего лишь постановкой, порядком подпортило ему настроение.

Единственный оставшийся у меня вариант — Кёртис так стремился к двигателю в поисках какого-то откровения. Ну что ж, откровение он точно получил, правда не то что хотел. А кто говорил, в начале поезда лучше?

В-пятых, посыл — это, наверное, самое важное в фильме. В не каждом фильме его найдёшь, да и не в каждом он, честно говоря, нужен. Но когда он есть — это всегда приятно. Итак, как сам Пон Чжун Хо высказался, то его посыл выражается героями Сон Кан Хо и Ко А Сон.

Кёртис продолжает двигаться от хвоста к голове поезда, он хочет изменить систему/поезд, но он всё-таки находится внутри самого поезда/системы. В то время как Нам ищет выход наружу и снаружи.

Иногда, чем бездумно двигаться вперед, лучше остановится и в буквальном смысле оглядеться вокруг — можно заметить интересные вещи, например, что мир меняется и старые байки уже не работают.

Еще никогда фраза “Остановите поезд — я сойду” не звучала лучше.

  • http://oper.ru/torture/read.php?t=1045689453
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D1%8C_%D1%81%D0%BD%D0%B5%D0%B3
  • http://yaokino.ru/%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B7%D0%B8%D1%8F-%D0%BD%D0%B0-%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC-%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D1%8C-%D1%81%D0%BD%D0%B5%D0%B3
  • http://asia-holics.ru/review/films/snowpiercer.html
Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть