Записки бомжа: Воры, лодыри, тунеядцы

Ильясов назвал своих первых утвержденных заместителей: Виктор Алексин, руководитель аппарата правительства, и Юрий Эм, координатор работы с силовыми органами власти.
Также назначены девять министров, среди них министр культуры и министр по связям со СМИ. Пока Ильясов отказался называть их фамилии. Он также сообщил, что сейчас согласуется кандидатура на пост министра финансов. Им станет человек из Москвы. Фамилия его будет названа в ближайшие два-три дня.

Вместе с тем, Ильясов отметил, что формирование правительства — "это сложный процесс требующий многочисленных согласований кандидатов", в том числе и с руководством Южного федерального округа. "Нелегко найти профессионала для работы в республике, поскольку люди все-таки побаиваются, и их можно понять", — сказал он. Ильясов отметил, что через месяц правительство собирается переехать в Грозный, и подчеркнул, что все министры должны работать и жить в Чечне.

Тем временем, лидеры боевиков сформировали в Чечне карательные группы по 3-5 человек для физического устранения местных жителей, сотрудничающих с федеральными органами власти в республике. Об этом, как сообщили сегодня в пресс-центре группировки МВД России на Северном Кавказе, стало известно из оперативных источников.
Кроме того, установлено, что в районе села Харачой появилась бандгруппа арабских наемников, а в населенном пункте Эрсеной в домах местных жителей проживает еще одна группа бандитов. В настоящее время подразделения федеральных сил готовятся к проведению спецопераций для уничтожения этих незаконных вооруженных формирований.

Глава правительства Чечни сообщил также, что основные восстановительные работы в республике начнутся уже через месяц.

В субботу Станислав Ильясов вылетает в Гудермес, в воскресенье он проведет встречу с главами районных администраций, посвященную выплатам компенсации населению республики за утерянное в результате боевых действий жилье. По его словам, в соответствии с утвержденной правительством РФ программой восстановления республики, на это выделены 1 млрд 80 млн рублей.
Первое заседание правительства, которое состоится на следующей неделе, будет посвящено восстановлению коммунальной сферы Чечни.

Кроме того, в республике будет усилен контроль над денежными потоками. По словам Ильясова, с этой целью в каждом районе будут созданы полевые банки. Все организации, занимающиеся восстановлением экономики республики, должны открыть в них расчетные счета. "Мы должны уйти от наличных", — подчеркнул Ильясов.
Он отметил, что финансироваться в первую очередь будет агропромышленный сектор, т.к. в Чечне уже начались весенне-полевые работы.

В то же время, заместитель начальника Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями (ГУБЭП МВД) РФ Николай Бобков сообщил сегодня, что правоохранительными органами в 2000 г. возбуждено 700 уголовных дел по экономическим преступлениям, совершенным в Чечне. По его словам, отделы по борьбе с экономическими преступлениями созданы и активно работают в 4 районных центрах Чечни (Гудермесе, Ачхой-Мартане, Наурском и Грозненском районах).
Кроме того, в ближайшее время будет возбуждено около 500 уголовных дел по фактам незаконного получения денежных компенсаций на жилье, отметил Бобков, подчеркнув, что известны случаи, когда эти компенсации получали боевики.

Большую проблему, по его словам, по-прежнему создают хищения на участках магистральных нефтепроводов и несанкционированные врезки в трубопроводы. Так, за прошедший год сотрудниками правоохранительных органов уничтожено 1458 и демонтировано 892 мини-нефтезаводов, из незаконного оборота изъято около 1 тыс. тонн нефтепродуктов. Как заметил замначальника ГУБЭП МВД РФ, в последнее время правоохранительные структуры "перешли от уничтожения мини-заводов к практике пресечения вывоза нефтепродуктов из республики".

Корейцы, уйгуры и чеченцы не сомневаются, что бомжи ничем не отличаются от других людей, надо их только заинтересовать. А русские начальники никогда не возьмут бездомного на работу

Итак, в прошлой своей статье я постарался объяснить, что вовсе не считаю себя самым несчастненьким, своего рода исключением, отличающимся от других бомжей, которые, видимо, скитаются потому, что им это нравится. Отнюдь не пытаюсь давить на жалость: смилуйтесь, Христа ради, над сирым и убогим. Говорю со своими более благополучными соотечественниками, как равный с равными. И не прошу: верьте мне, люди! Нет, я говорю: откройте глаза, оглянитесь вокруг себя, и вы сами увидите все то, о чем я пишу. Именно это и вызывает реакцию близкую к истерике у некоторых читателей, ведь ничто так страшно не раздражает, как сказанная вслух правда.

Но мне могут возразить, что, наверное, есть и судимые люди, которым после освобождения не пришлось идти на вокзал. Да, конечно, есть. Например, мой приятель, Михаил Молоков после освобождения из лагеря с помощью своих единоверцев по какой-то секте, купил себе дом в поселке, в Орловской области, в Ливенском районе. Сам по себе случай уникальный — у многих ли есть такие друзья?! В том поселке он, наверное, был единственным непьющим, некурящим, не ругающимся матом человеком (за что могу поручиться — хорошо знал его лично). Но окрестная милиция (они там, в селах, спиваются от безделья) встала на дыбы: «Уезжай — а то посадим!» Он даже в Молдавию ездил (не в Приднестровье, а именно в Молдавию — русский человек!), чтобы узнать — нельзя ли там, у единоверцев как-то пристроиться. Сейчас уж и не знаю (связь у меня с ним утеряна) — может и выжили его уже с Орловщины.

Другой мой «односиделец», житель станции Бастыево, расположенной на границе Орловской и Тульской областей, жаловался мне, что ему после освобождения просто житья нет. То орловские опера приедут — бьют, то тульские опера прикатят — бьют. То и дело ведь где-то кражи происходят, какие-то иные преступления. А у нас в России как преступников ищут? Хватают судимых (да и не только судимых) и бить начинают. Кто первым побоев не выдержал и вину на себя взял — тот и виновен…

Помню, в газете «Московский комсомолец» была опубликована большая статья о некоем писателе (не запомнил, к сожалению, его фамилии), который решил помочь бездомным. Добрый, но наивный человек всерьез верил в то, что вся проблема лишь в самих бомжах. Надо, дескать, их только наставить на путь истинный — и все будет отлично. Собрал он группу добровольцев и повез их на Псковщину (нищий, вымирающий регион, свыше 700 брошенных сел и хуторов), в заброшенное село. Мол, организуем тут нечто вроде фермерского хозяйства, будем земледелием заниматься… Сейчас, ага! Не успели они там обосноваться, как прикатили пограничники. Оказалось — там погранзона. С Латвией. Все бездомные были схвачены и брошены в спецприемник. А то вдруг они — латышские шпионы!
Нельзя ведь было просто записать все данные со слов людей, которые и не думали ни от кого прятаться, и оставить их в покое. Люди бы жили в своем селе, а «органы» проверяли бы по своим каналам правдивость записанных данных. Проверив — могли бы выдать новопоселенцам нормальные документы. Так и ожило бы село… Но ведь это было бы совсем не по-российски! Этак, глядишь — и другие бомжи в заброшенные села потянутся! А кто ж будет подыхать от холода на асфальте? Кто в лагерях будет содержать на своем горбу сотрудников МВД? Пусть лучше земля пустует, пусть на нее латыши претендуют (а они так и делают — на пустые-то земли всегда претендовать легче, нежели на заселенные), лишь бы пограничникам забот меньше было. И почему ж эти пограничники не потребовали себе у латышей ордена, за сохранение русской земли пустой? И никто, разумеется, не скажет, что тем стражам границ, которые в бомжах шпионов увидели, видимо следует обратиться к психиатру…

Ладно, вышли те бездомные из каталажки (между прочим — им ведь там обязаны были документы выправить и с трудоустройством помочь. В идеале, спецприемники именно для этой цели и существуют), поехали в Московскую область (подальше от грозной латышской границы). Обосновались в каком-то запустелом селе, на окраине Серпуховского района… Узнал об этом местный прокурор. И что — похвалил за то, что не бродяжничают, брошенные земли обживают. Ну да, сейчас! Это был бы какой-то не российский прокурор! Приказал сей деятель их выселить — российских граждан, из российского же региона! Пришлось им перебираться на другой край Подмосковья — в Сергиевопосадский район. К тому времени, когда их разыскал корреспондент МК, у них и там уже появились проблемы… Кстати, я не знаю, был ли среди тех бездомных, хоть один человек ранее судимый.

Нужно помнить, что бомж — это человек лишенный всего: пенсий, пособий, выплат по инвалидности… Он если где-то как-то не подработает — то и не покушает. Это обычный человек, может надеяться как-то вывернуться с помощью каких-то льгот, пенсий, пособий. Бомж может надеяться только на свои руки. Многие ли москвичи, питерцы, или екатеринбуржцы, задумываются над тем, что сельское хозяйство юга России, в основном трудом бомжей и держится? Приезжает, допустим, в Астраханскую, или Ростовскую область какой-нибудь гражданин Казахстана, или Узбекистана — корейской, уйгурской или чеченской национальности. Берет (подозрительно легко берет — попробуйте вы взять…) землю в аренду. Нанимает бомжей. И те, от зари до зари, без выходных и проходных (именно так — о трудовом кодексе там смешно и заикаться), в прокаленной южным солнцем степи, вкалывают на арбузных, дынных, луковых или помидорных плантациях. Благополучные граждане, упрекающие бомжей в лени и тунеядстве, от такой работы в петлю полезли бы. А бомжи не вешаются — они и такой каторге рады. Но вот заканчивается уборка урожая, приходит время расплачиваться с работниками. И тут «вдруг» приезжает милиция. Всех бездомных хватают и увозят в спецприемник. Плакали их денежки.

И все довольны: милиция (зря старались, что ли?), местное начальство (землю-то в аренду не за красивые глаза отдавали), корейцы (равно — уйгуры, или чеченцы) — само собой. Все хвалят трудолюбивых корейцев (чеченцев, уйгуров), которые все лето в картишки поигрывали. Все ругают ленивых алкоголиков-бомжей, которые работать не хотят, только бродяжничают, да воруют. И куда только государство смотрит — давно бы уже вышвырнуло всех этих тунеядцев куда-нибудь на Таймыр, или загнало бы в какие-нибудь лагеря, да заставило бы работать…
И москвичи, питерцы, екатеринбуржцы (и не только), покупая на рынках арбузы, дыни, лук, помидоры и прочие дары юга, обильно политые потом бомжей, тоже частенько гривами кивают: ах, эти несносные бомжи — они неисправимы!

Недавно в одной из газет прочел о том, что уже и в Московской области нарисовалось семейство подобных арендаторов-корейцев. Газета восхищалась их трудолюбием, чистотой и порядком, царящими в их жилище (знакомая песня), и недоумевала по поводу того, что ни один бомж из окрестностей не захотел наниматься к этим людям на работу, за приличные как будто деньги. Да, чувствуется, что Подмосковье корейцами еще не освоено — на юге взаимопонимание между арендаторами и местными властями доходит до того, что на корейско-чеченско-уйгурские плантации гоняют порой местных студентов.

Но может, кто-то захочет меня упрекнуть в национализме? Может кто-то хочет указать мне на то, что плохих людей хватает и среди русских, а у чеченцев, корейцев и уйгур, есть свои положительные стороны. Да я и не думаю спорить! Разумеется, на всю эту ситуацию можно взглянуть и под иным углом зрения. Давайте так и сделаем. Вот приезжают из Средней Азии арендаторы — на те самые земли, на которых русские колхозники (да и фермеры тоже) нищенствуют, что называется, зубы на полку кладут. Нанимают тех самых бомжей, о которых любое русское начальство хором скажет, что они ни в жизнь работать не будут, к труду совершенно не способны, умеют только воровать и попрошайничать. И вот на этой земле, на которой (как считается в России) ничего не заработаешь, руками якобы ни на что не способной нищеты — они делают приличные деньги. И земля у них родит, и бомжи работают — получше чем обычные сельские жители в своих колхозах. При этом арендаторы не получают никаких поблажек, никаких льгот и кредитов от государства. Сами раздают взятки направо и налево. От них никогда не услышишь подленьких ироничных фразочек: «Что? Бомжи?! И вы верите, что они способны работать? Да они кайф ловят от бродячей жизни, их под автоматом работать не заставишь!» (между прочим — дословная цитата из интервью известного деятеля культуры ныне покойного — поэтому не называю его фамилию). Корейцы, уйгуры и чеченцы не сомневаются, что бомжи ничем не отличаются от других людей, надо их только заинтересовать. И они никогда не пытаются бомжей исправлять — в отличие от русских идиотов-председателей и директоров, у которых прямо-таки мания, — в каждом приходящем устраиваться на работу, видеть потенциального негодяя, алкоголика, вора и тунеядца.
Корейцы, чеченцы и уйгуры никогда не лезут во внутренний мир бомжа, не пытаются копаться в его душе и в его прошлом. Пьет он — ну и пусть, они ему еще и нальют после работы. Судимый он, ну и что? Какая разница арбузам, кто их собирает — судимый, или кандидат наук? У бомжа нет паспорта? Так работают ведь руки, а не бумажка! Тех самых бездомных, которые гнут спины на среднеазиатских арендаторов, русские начальники никогда не возьмут на работу в колхоз или на какое-нибудь предприятие.

Но ведь в России громадные массивы заброшенных земель, тысячи покинутых деревень. Казалось бы, если кто-то не верит в способность бомжей нормально жить в среде обычных людей и работать на каких-то предприятиях, что мешает выделить этим бомжам землю и жилье где-нибудь в захолустье? Пусть там живут себе, как хотят, все лучше, чем по вокзалам скитаться.

Примерно так я и рассуждал, когда в свое время, потеряв надежду на трудоустройство в колхозах, решил просить у местных властей землю. Ну как же, поди не в Китае живем. Села пустые стоят, селись, пожалуйста!

Ох и наивный я тогда был — аж самому сегодня смешно.

Сейчас-то понимаю (по крайней мере, никто меня не убедил в обратном), что земля пустует только потому, что ее людям просто-напросто не дают. Нефть и газ — они ведь кончатся рано или поздно. Или резко упадут в цене, если человечество изобретет какой-нибудь био-двигатель. А землица никуда не денется, она во все времена ценилась. Но сейчас пока хозяевам жизни не до нее, есть, что хапнуть из недр отечества. Нужно только оградить землю-матушку от неуместных притязаний русских людишек. Пусть отдохнет маленько.
Ну, можно, в порядке особого исключения, выделить участок-другой какому-нибудь сбрендившему миллионеру вроде Стерлигова, которого после Рублевки в лес потянуло, или актеру на пенсии, от безделья возомнившему себя крестьянином. И по телевизору этих деятелей показать. Это — ничего. Это — не страшно. Страшно и опасно допустить к земле настоящих работяг, простых зачуханных русских мужичков, испокон веку презираемых, да государство при этом кормящих. А ну как подымутся на землице, да шею разогнут, да людьми себя почувствуют. Вон, в Китае своим землю дали и оторопь берет, как вчерашнее стадо безликое оклемалось, да вечно голодную страну едой завалило! И как потом у них землю без крови отымешь? Да еще личностями себя вообразят, о правах своих верещать научатся…

Нет уж — картошечку, огурчики и прочую снедь (равно как лен, меха, одежду) можно и из-за бугра притарабанить. Из того же Китая, например. А землицу придержать надо. Мужичкам на ней делать нечего. Пусть бутылки на помойках собирают, смирнее будут…

Но в ту пору я был глуп и наивен, а потому, ничтоже сумняшеся, приперся со своей просьбой насчет земли сначала в Орел. Мол, дайте мне какой-нибудь заброшенный участок в глухомани, на любой окраине вашей области. Никаких кредитов не надо, только землю дайте и в покое оставьте.

Там начали бубнить что-то мавловразумительное: дескать, ты бы в колхоз обратился, дорогой товарищ.

Ладно, примерно с такой же просьбой заявился я в Смоленск. Там воззрились на меня так, будто инопланетянина увидели. «Да ты че, ты че! Че ты там делать будешь!» Вот заботушка-то у них обо мне какая, что я делать там буду?! Видимо на вокзалах ошиваться для меня лучше, чем в глухомани «пропадать».

Подскочил я в Торжок. Это райцентр в Тверской области, до которого электрификация дотягивает, а дальше уж тепловозная тяга и никаких электричек. Думаю, может в районном-то центре скорее проблему решат, чем в областном? Все-таки области в России большие.
Посмотрели на меня в Торжке печально, повздыхали сочувственно: «Вы знаете, у нас тут семьсот беженцев из Таджикистана. Вы уж куда-нибудь подальше езжайте, там, может быть, вам помогут».

В Москве существуют представительства многих областей, краев и республик. Своего рода областные посольства. Существует и представительство Новгородской области. Позвонил туда. Говорю: «У вас в области заброшенных сел уйма. Например, в Маловишерском районе. Нельзя ли как-то там клочок земли официально получить и легально в одном из заброшенных сел поселиться?» Меня даже не дослушали. «Нет-нет, что вы! Мы такими делами не занимаемся, езжайте туда на места, там узнавайте». Спрашивается, а какими ж вообще делами они в Москве занимаются?

Впрочем, может оно и лучше, что землю мне не дали? А то навалились бы на одного с сошкой, семеро с ложкой. Да ведь и не ограничились бы этим. Всем кому не лень, обязательно зачесалось бы, зазудело бы невыносимо меня «исправлять», проверять, и на путь истинный наставлять. Пришлось бы, наверное, бежать, сломя голову, бросив все нажитое, от всех этих начальствующих маньяков. И тогда назвали бы, наверное, меня негодяем, так и не вставшим на путь исправления.

Но у кого-то может возникнуть мыслишка: «А может этим судимым так и надо? Чего с извергами и душегубами цацкаться?» Что ж, я готов посвятить этой теме следующую свою статью, притом, что хочу еще раз напомнить: судимые составляют лишь часть от общего количества бомжей, в бомжа можно превратить кого угодно. Без всяких исключений.

65 комментариев

Массовое дезертирство, предательство, бандитизм.

Именно что.Если б "по законам военного времени", так там дохуя расстрелять бы пришлось.

Так Сталин ещё каким гуманистом оказался.

везли детей и женщин. какие еще военные законы.

Родителей под растрел, а детей в детдома. Ты этого хотел, тогда вы бы не ныли об депортации. В посте ты манипулируеш, подаеш полу правду.

Вот так с бухты барахты злой Сталин решил переселить народы. А как выбирал — лото, жребий, или по алфовиту ?

Надо причины данного процеса описать, из того что я читал они легко отделались.

Это как писать про кого то, что плохой режим растрелял его. Вот же плохой режим.

И не уточняя что растрелен он по приговору суда, за тяжелые преступление.

Объясняю: вместо того, чтобы, по законам военного времени, расстрелять многих чеченских мужчин их вместе с семьями отправили подальше от фронта.

Где они не только выжили, но ещё и расплодились.

без мужчин, 1943 год, советская армия наступает в Европе. мужчины на фронтах, большая часть НЕПРЕДАТЕЛИ, льют кровь! и их жон и детей садят как скот и везут без еды и тепла кудато в неизвестность.

Да ладно врать-то:

«Отношение чеченцев и ингушей к Советской власти наглядно выразилось в дезертирстве и уклонении от призыва в ряды Красной Армии.

При первой мобилизации в августе 1941 г. из 8000 человек, подлежащих призыву, дезертировало 719 человек.

В октябре 1941 г. из 4733 человек 362 уклонилось от призыва.

В январе 1942 г. при комплектовании национальной дивизии удалось призвать лишь 50 процентов личного состава.

В марте 1942 г. из 14 576 человек дезертировало и уклонилось

от службы 13 560 человек, которые перешли на нелегальное положение, ушли в горы и присоединились к бандам.

В 1943 году из 3000 добровольцев число дезертиров составило 1870 человек»

Из записки на имя народного комиссара внутренних дел Лаврентия Берии «О положении в районах Чечено-Ингушской АССР», составленной заместителем

наркома госбезопасности, комиссаром госбезопасности 2-го ранга Богданом Кобуловым.

а те кто не дезертировал (БОЛЬШИНСТВО). за что их жён и детей и родителей увезли, за что их убивали?

в смысле. тех кто не дезертировал мужиков тоже выселяли значит. за что.

В военное время действуют военные законы, ты не поверишь!

к детям и женщинам. в попу такие законы

А что с ними? Их переселили вместе с семьями. Это неприятно, но бывает.

ты еще скажи что есть. и будет .

Если опять будет мировая война, в которой нашему народу будет грозить уничтожение, то будет много чего такого, о чем в мирное сытое время и помыслить сложно.

корейцев в 1937 году депортировали. про какую воину ты тут вещаеш.

Да ты прям как вчера родился:

Японо-китайская война (1937—1945)

Мировая война уже шла, поэтому потенциально нелояльное население было выселено из приграничных районов, это обычная практика. Американцы, к примеру, с началом войны с японцами просто поместили всех американских граждан японского происхождения в концлагеря и продержали до конца войны, при этом у них даже не было сухопутной границы с Японией и никакой опасности вторжения. Просто на всякий случай.

Правильно, но добавлю пару моментов (а то похоже ТС вообще не в курсе).

1. Корея на тот момент — японская колония.

2. Япония — враг СССР (ещё только полтора десятка лет прошло после окончания Интервенции).

3. С 1935 года между СССР и Японией постоянно происходят пограничные конфликты (преимущественно, спровоцированные японцами). Самые масштабные — это Хасан (1938) и Халхин-Гол (1939).

4. Япония разворачивает прямо на границе значительные вооруженные силы и в принципе не скрывает империалистического настроя на захват советских территорий.

А так да, мир и благоухание.

тогда пора СЕГОДНЯ всех украинцев и грузин в России депортировать на дальний восток. жаль эпоха интернета настала. а то бы давно бы :)))

А что, у нас война?

Советско-японская 1945, Халкин-гол 1939, бои у озёра Хасан 1938. Почитайте хотя бы Википедию, обратите внимание на пункт "предыстория".

Если коротко то с начала оккупации южного Китая и Кореи Японией, у СССР и Японии осень напряжённые отношения были. Было много провокаций, набегов и т.д два ярких примера я привёл. Подготовка к возможной войне, в том числе и переселение корейцев, дало плоды: Япония на СССР не решилась напасть.

друзьям корейцам так и расказываеш. они аплодируют стоя.

Дайте я догадаюсь.

Переселять их было не за что, бяка тов. Сталин просто так захотел их переселить?

детей. стариков. да просто так

А есть такое же про японцев в США во время Второй Мировой, депортации немцев после Второй Мировой или британскую программу Home Children?

Есть хорошая книга: И. Пыхалов. За что Сталин выселял народы.

Там есть много интересного и про бедных чеченцев и про крымских татар, невинно пострадавших от тирана Сталина.

причем здесь народы. там дети. в скотовагонах ехали. дети. советские дети.

Обычный крытый товарный вагон, в таких ездили все — солдаты, эвакуируемые (вместе с детьми), и даже просто обычные граждане. Вагонов СВ на всех не хватало, к сожалению.

Чечены вообще должны Сталина благодарить.

Мог бы их в Заполярье депортировать, да слишком добрый был.

туда в заполярье калмыков повезли. да их там умерло больше чем чеченцев
вопрос. чем калмыки хуже чеченцев или наоборот.

Не забудь рассказать, за что именно их туда повезли — как они шли на службу к немцам, как организовывали банды, убивали советских граждан.

власовцы тоже шли. почему москву не вывезли на дальний восток.
да и среди калмыков очень много героев, далеко не все шли. Городовиков тот же.

Власова повесили, если ты не в курсе. Остальных предателей или расстреляли или отправили лес валить лет на 15-20.

почему их детей не депортировали. по нац признаку, надо было всю Москву в Сибирь за Власовцев!

Давай посчитаем процент предателей среди чеченцев и русских.

да одинаковый. это математика
а чеченские семьи вывезли ВСЕ, в том числе и семьи советских героев славно павших за Сталина

Ну врать-то не надо. Давай официальные цифры со ссылками, а то это болтовня одна.

Типичный пример демагогии. Свести разговор к какой-нибудь частности и требовать пруфов. Ну да, работа такая…

Между тем речь идет не о массовых переходе представителей отдельных народов на сторону врага (причины которого лежат на поверхности), а о депортации целых народов в голую степь. Чеченцам и ингушам потом вернули их земли, а корейцы и крымские татары остались ни с чем до развала Союза.

>Между тем речь идет не о массовых переходе представителей отдельных народов на сторону врага

>а о депортации целых народов в голую степь

Связать одно с другим ума не хватает?

Связь ясна, просто речь не о ней. Я вам про Фому, вы мне про Ерёму.

Вам говорят, что сослали целые нации, включая младенцев. Вы говорите: заслужили и это повторится в случае чего.

Вы не лучше америкосов, которые департировали в лагеря своих японцев, во избежании измены.

>Вам говорят, что сослали целые нации, включая младенцев.

А нужно было всех переселить, а младенцев оставить? И как бы они там жили? Или вообще не нужно никого наказывать, ну подумаешь десятки тысяч людей предали Родину, организовали банды, убивали людей, присягали Гитлеру. Ты определись.

>Вы говорите: заслужили

Не надо передергивать. Кто-то заслужил, а остальные поехали потому что так надо было.

>и это повторится в случае чего.

Ты не поверишь, если начнется большая война, все очень сильно изменится, и никого спрашивать не будут — нравится тебе или нет. Государство будет предпринимать все меры для выживания народа, в том числе крайне непопулярные.

>Вы не лучше америкосов, которые департировали в лагеря своих японцев, во избежании измены.

Никто не лучше, это обычная практика в любом государстве, не надо тут истерик закатывать. Надо учить историю и понимать, как организованы процессы в обществе и государстве.

комментария 4

Я, Хван Зоя Донгуковна, дочь Хван Донгука Петровича. Я благодарна автору за заметку о моем папе. Но допущена чудовищная ошибка, где автор пишет о том, что Председателя колхоза им. Ленина Хвана Донгука обвинили во вредительстве. В 1954 году он был освобожден от должности председателя колхоза. Никогда папу не освобождали (он увольнялся по собственному желанию, это подтверждено записями в трудовой книжке), тем более не обвиняли во вредительстве. В те времена за вредительство, наверное, папу посадили бы в тюрьму. Но папа никогда не был даже под следствием.
Я убедительно прошу внести изменения или написать опровержение.
заранее благодарю.
С уважением Хван З. Д.

Зоя Донгуковна, автор статьи обязательно вам ответит.

Уважаемая Зоя Донгуковна! Благодарю Вас за то, что вы читаете мои работы.
Автор никоим образом не хотела оскорбить память глубоко уважаемого Хван Донгука.
Эти строки говорят о том, что перед сталинской властью все были равны, под молохом репрессий гибли самые выдающиеся личности ХХ века. Сегодня уже не стыдно, как раньше, говорить о том, был ли человек под следствием или не был, сидел ли он в лагерях или нет, расстреляли ли его или нет. Такое было время. Автор глубоко убеждена, что мы должны говорить и писать об этом так, как это все происходило. И, если автором данной статьи не удалось донести до потомков смысл этих строк, то значит это его большая ошибка. Приношу свои глубокие извинения. Ниже, исправленный текст:

Но, как говорится, хорошему всегда сопутствует плохое. На председателя колхоза им. Ленина Хвана Донгука был написан донос о том, что он якобы утаил несколько мешков пшеницы. Согласно так называемому “Постановлению о трех колосках” за утаивание зерна и других сельхозпродуктов без суда и следствия могли обвинить и послать в лагеря.

Председателя Хвана Донгука уважали и ценили за вклад, внесенный им в восстановление и развитие сельского хозяйства, поэтому ему дали возможность в 1954 году уволиться по собственному желанию и выехать из этого района. В действительности, если бы не смерть Сталина, неизвестно чем закончилась бы эта история, об этом и высказывался сам Хван Донгук в 2002 году во время интервью с автором данной публикации.
С уважением, Жанна Сон

Дорогие Зоя Донгуковна и Жанна Григорьевна, в текст статьи внес ваши поправки.

Этимология

В научно-публицистической литературе, широкое распространение получила теория связи этнонима «нахчаматьян» (упоминаются в армянском источнике VII века в Ашхарацуйце, автор Анания Ширакаци) с самоназванием чеченцев «нохчи». Эта версия получила широкое распространение в трудах многих авторов: напр. Н. Я. Марра 1922 [27] , Ю. Д. Дешериева 1963 [28] , С. Т. Еремяна 1963 [29] , В. Б. Виноградова и К. З. Чокаева 1966 [30] ), а позднее повторялась в работах постсоветских кавказоведов (напр. И. Ю. Алироева 1999 [

1] , Г. З. Анчабадзе 2001 [31] , М. М. Бетильмерзаевой 2005 [32] , А. Д. Вагапова 2008 [33] и других) (некоторые критические замечания по гипотезе были высказаны Н. Г. Волковой в работе «Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа» в 1973 году). По одной из версий, название «чеченцы» является русской транслитерацией наименования этого народа у кабардинцев — «шашан», которое, в свою очередь, произошло от села Большой Чечень, где, вероятно, русские впервые встретились с чеченцами в конце XVII века [34] [

2] . Название села восходит к XIII веку, когда в этом месте находилась ставка монгольского хана Сечена [35] . Вначале русские называли так лишь жителей села Большой Чечень, позднее, этноним «чеченцы» был перенесён на всех родственных обитателей прилегающих областей [36] . В начале XVIII века обобщающее название «чеченцы» для всех восточных вайнахов стало встречаться в русских и грузинских источниках [37] , позже этот этноним переняли и некоторые окружающие народы.
Этноним «чеченцы» впервые упоминается под названием «народ сасан» (автор проводит аналогию этой персидской транскрипции названия чеченцев — «сасан» с осетинской — сасан и кабардинской — шашан) в персидской летописи Рашида ад-Дина (XIII—XIV вв). в контексте войны с татаро-монголами [38] .

Альтернативная гипотеза этимологии названия чеченцев, согласно некоторым исследователям (напр. А. Вагапов), предполагает, что этот этноним был представлен у соседей чеченцев задолго до прихода русских на Кавказ [39]

В настоящий момент абсолютное большинство чеченцев проживает на территории Российской Федерации, а именно — в Чеченской республике. В истории чеченского народа было несколько расселений.

Жилища чеченцев простирались раньше от гор, недалеко от Эндери находящихся, до самого Каспийского моря, но поскольку они гребенским и донским казакам отогнанием скота и лошадей много вреда причиняли, то в 1718 году командированы были на них несколько тысяч донских казаков, которые всю их землю опустошили и многих порубили [40] [41] .

После кавказской войны в 1865 году около 5 000 семей чеченцев [42] переселились в Османскую империю. Это движение получило название мухаджирство. На сегодняшний день, потомки тех переселенцев и составляют основную часть чеченских диаспор в Турции, Сирии и Иордании. [43]

В феврале 1944 года более полумиллиона чеченцев были полностью депортированы из мест своего постоянного проживания в Среднюю Азию. 9 января 1957 года чеченцам разрешили вернуться на прежнее место жительства, при этом некоторое количество чеченцев осталось в Казахстане и Киргизии.

После первой и второй чеченской войн значительное количество чеченцев уехало в страны Западной Европы, Турцию и арабские страны. Также значительно увеличилась чеченская диаспора в регионах Российской Федерации и странах бывшего СССР (особенно в Грузии).

Во времена моей юности "танцы" и "драка" были почти синонимами. Но редко когда драка заканчивалась летальным исходом.

Н икаких межнациональных столкновений, повлёкших необратимые последствия, у нас не случилось даже тогда, когда они заполыхали по всей остальной агонизировавшей стране.

Благодаря целому ряду причин, как объективных, так и субъективных, Семиречье превратилось в один из самых полиэтничных регионов СССР (а может, даже мира!). Казахи, русские, украинцы, евреи, уйгуры, дунгане, греки, турки, ингуши, чеченцы, татары, немцы, корейцы, цыгане и прочие, – эта "гремучая смесь" народов обитала здесь рядом, вперемешку и сосуществовала вполне себе мирно.

Моя школьная юность протекала в самой сердцевине этого интернационала. Полурежимный институт, при котором строился наш посёлок, чтобы сразу разом сбить с толку всех иностранных шпионов, строили среди пасторальных весей и сельских далей. Так что нашими ближайшими соседями были не горожане, а окрестные сельчане, которых, по местной традиции, называли по наименованию их сёл, колхозов и совхозов. "Сэнэковские", "табаковские", "ключевские", "краснопольские", "талгарские" и смачнозвучные "иссыцкие".

Связи с округой у нас были самые тесные. Многие селяне с самого открытия начали работать в ИЯФе в качестве производственных рабочих, лаборантов, уборщиц, а научные силы регулярно по осени отправлялись в близлежащие хозяйства на помощь в уборке урожая. Неслучайно генеалогические корни многих семейных дерев в нашей округе произросли из неформального общения юношества в те годы.

Когда в начале 70-х по стране загремели жестью струн многочисленные ВИА (вокально-инструментальные ансамбли), к нам в ДК "на танцы" потянулась и соседняя молодёжь. А наши наиболее отчаянные с той же целью регулярно стали посещать клубы в соседних сёлах – в посёлке Панфиловском, СНК, Ключах, Красном поле и Табаксовхозе. Наш посёлок, СНК и Красное поле были вполне интернациональны, хотя с заметным преобладанием славянского населения, в "Табаке" жили в основном греки, а в Ключах – турки.

В те времена молодые знали толк в танцах, и редкий бал не заканчивался дуэлью. За даму или оскорблённую честь. Несмотря на то что каждый раз в ДК дежурили участковые милиционеры и наряд добровольных дружинников (ДНД) или пламенных юношей из оперативной комсомольской дружины (ОКД), любители выяснить отношения всегда находили поблизости места, куда могли уединиться и поговорить с глазу на глаз без свидетелей.

Требующий сатисфакции тихо подходил к обидчику с сакраментальной фразой: "Пойдём выйдем!", после чего оба на некоторое время исчезали из поля зрения правоохранителей, а спустя ещё некоторое время возвращались уже с изменённым сознанием (и физиономиями).

"Танцы" и "драка" были почти синонимами. И самыми отчаянными антагонистами всегда были "наши" и "греки" из Табаксовхоза. При этом "сэнэковские" всегда оставались "между", то соблюдая нейтралитет, то, в зависимости от обстоятельств конфликта, принимая одну или другую сторону.

Иногда, правда, локальные дуэли принимали характер настоящих баталий. Тогда доблестные бойцы садились уже не на рейсовые автобусы, а на трактора и грузовики и отправлялись в настоящие рейды по вражеским тылам. Часто под командой заводил, имевших, как правило, судимость и даже не одну. Закон становился понятием.

Но тогдашние "понятия", если сравнить с тем кровожадным беспределом, который начался в 90-е, были по сути всё же боями по правилам. Да, штакетник ломали, головы пробивали, зубы выбивали, носы квасили. Но при этом знали, что вытащить нож дозволяется только в самом отчаянном положении, бить лежачего – "западло", трогать посторонних – не стоит, огрызаться на замечания взрослых и женщин, которые пытаются урезонить – можно, но не более, а от милиции и дружинников нужно только бежать.

Потому-то былинные сражения той эпохи практически никогда не заканчивались летальными исходами и носили куда более молодецкий характер, чем массовые драки ныне. Недаром в воспоминаниях ветеранов они несут столь эпический оттенок.

И такие "статусы кво" были характерны для всего Семиречья. Например, рядом с Талды-Курганом находился колхоз-миллионер им. Крупской и крупный совхоз Заря коммунизма. В "Крупском" жили в основном немцы и славяне. В Заре – чеченцы. В окрестных "бригадах" – казахи. И повсеместно – корейцы. Понятно, этот интернационал имел довольно мутное и неоднозначное происхождение. Однако общий язык находили друг с другом все.

В "Крупском", где был большой Дом культуры, также редкие танцы не заканчивались дракой. И участники зачастую делились на группы по выраженному национальному принципу: "немцы", "корейцы", "чеченцы". Но и тут это было не более чем молодецкая забава, вроде старинной русской "стенки на стенку", без всяких последствий. И всё всегда кончалось миром. Подрались, "побазарили", "побазлали", покричали и разошлись с миром.

Дрались не только на танцах, но и на свадьбах (а какая свадьба без драки?), и за школой, и на пустырях. Но также без необратимых последствий. Потому что назавтра предстояло работать рядом, учиться в одном классе, вступать в один комсомол, играть в одной футбольной команде.

Что ни говори, но в 70-е годы была в Союзе грань, которую не переходили. Потому что хорошо знали: "до сих" – можно, а дальше – табу. И не только потому, что тебе уже не спустят, а от того, что тебе тут жить дальше, никуда ты отсюда не денешься.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Формирование этноса

Согласно большинству современных кавказоведов (например, д. и. н. Я. З. Ахмадову), формирование чеченского народа является результатом сложных процессов внутренней этнической консолидации вайнахского населения в XVI—XVIII веках. В этот период различные вайнахские «свободные общества» осваивают предгорные равнины и параллельно происходит их исламизация — важнейший религиозно-культурный фактор формирования чеченцев. В 1860-х годах чеченский интеллектуал У. Лаудаев констатировал отсутствие у чеченцев единого этнического самосознания. Самоназвание «начхой» было распространено только в равнинной Чечне. На разных областях были распространены местные самоназвания «шотой», «аккий», «ламорой» [45] . Среди исследователей также существуют и другие мнения относительно времени образования чеченского этноса: например д.и.н. В. А. Шнирельман считает, что полная этническая консолидация чеченцев не наступила и в XX веке. Однако, основа чеченского народа — восточные вайнахские этногруппы, и в частности, ядро объединения — общность нохчий, имеют древнейшую на Кавказе историю [46] [ цитата не приведена 330 дней ] [47] [ цитата не приведена 330 дней ] [48] [ цитата не приведена 330 дней ] .

В наши дни достаточно сложно определить все этнические группы вайнахов, как в горах, так и на равнине, которые явились основой складывания чеченского народа. Динамический процесс ассимиляции вайнахских «свободных обществ» исторически, географически и экономически тяготевших друг к другу, привёл к тому, что в XXI веке существуют три современных вайнахских народа: бацбийцы, ингуши и чеченцы. Однако до революции 1917 года исследователи обоснованно считали, что всякое деление между ними условное, так как в сущности это один народ, который в силу исторических условий и политических устремлений российских властей на Кавказе оказался в некоторой степени друг от друга изолирован (например, во времена движения горцев Северного Кавказа под предводительством шейха Мансура в 1785—1791 годах и имама Шамиля в 1834—1859 годах) [49] .

Теории происхождения чеченцев

Проблема происхождения и наиболее раннего этапа истории чеченцев остаётся окончательно не выясненной и дискуссионной, хотя их глубокая автохтонность на Северо-Восточном Кавказе и более обширная территория расселения в древности представляются вполне очевидными. Не исключено массовое передвижение протовайнахских племён из Закавказья на север Кавказа, но время, причины и обстоятельства этой миграции, признаваемой рядом учёных, остаются на уровне предположений и гипотез.

Версия доктора исторических наук, профессора Георгия Анчабадзе о происхождении чеченцев и ингушей:

  • Чеченцы — древнейший коренной народ Кавказа, их правитель носил имя «Кавказ», от которого и произошло название местности. В грузинской историографической традиции также считается, что Кавказ и его брат Лек, предок дагестанцев, заселили безлюдные на тот момент территории Северного Кавказа от гор до устья реки Волги[50][51] .

Существует несколько других версий:

  • Потомки хурритских племён (ср. разделение на тейпы), ушедших на север (Грузия, Северный Кавказ). Это подтверждается как сходством чеченского и хурритского языков, так и схожими легендами, и практически полностью идентичным пантеоном богов.
  • Потомки тигридского населения, автохтонного народа, обитавшего в районе Шумера (р. Тигр). Чеченские тептары пунктом исхода чеченских племён называют Шемаар (Шемара), далее Нахчуван, Кагызман, Север и Северо-Восток Грузии и наконец Северный Кавказ. Однако, скорее всего, это относится лишь к части чеченских тукхумов, так как маршрут расселения других племён несколько иной, к примеру, шаройские культурные деятели указывают на Ленинаканский (Шаройский) район, то же можно сказать и о некоторых кланах Чеберлоя, таких, как Хой («хъо» — стража, дозор) (г. Хой в Иране) [52] [неавторитетный источник?] .

В Российской империи

Ещё до Кавказской войны, в начале XVIII века, после того, как гребенские казаки покинули Терское правобережье, многим чеченцам, которые согласились добровольно принять российское подданство, была предоставлена возможность туда переселиться в 1735, а затем в 1765 году.

Документ, на основании которого горная Чечня вошла в состав России, был подписан 21 января 1781 года и подтверждён осенью того же года. С чеченской стороны его подписали почётнейшие старшины сёл Большие и Малые Атаги, Гехи и ещё двенадцати селений, то есть, всей южной половины Чеченской республики в нынешнем понимании. Документ этот был скреплён подписями на русском и арабском языках и клятвой на Коране. Но, во многом этот документ остался формальностью, хотя Российская империя при этом получила официальное «право» для вовлечения Чечни в состав России, далеко не все чеченцы, особенно влиятельный Шейх Мансур, смирились с новым порядком, и так началась почти вековая Кавказская война.

Во время Кавказской войны под руководством генерала Алексея Ермолова была построена Сунженская линия укреплений, в 1817—1822 годах на месте некоторых чеченских и ингушских сёл. После пленения Шамиля, уничтожения ряда мятежных имамов, а также с переходом к «тактике выжженной земли», когда мятежные аулы полностью разрушались, организованное сопротивление горцев удалось подавить в 1860 году.

Но конец Кавказской войны не означал полный мир. Особый спор вызывал земельный вопрос, который был далеко не в пользу чеченцев. Даже к концу XIX-го века, когда была найдена нефть, доходы чеченцам почти не шли. Относительное спокойствие в Чечне царскому правительству удавалось поддерживать за счёт фактического невмешательства во внутреннюю жизнь горцев, подкупом родо-племенной знати, бесплатной выдачей муки, тканей, кожи, одежды бедным горцам, назначением должностными лицами местных авторитетных старейшин, вождей тейпов и племён. [53]

Чеченцы часто поднимали восстания, как было при Русско-турецкой войне 1877—1878 годов и затем во время революции 1905 года. Но одновременно чеченцы ценились царской властью за их боевую храбрость. Из них был сформирован чеченский полк элитной Дикой дивизии, отличившейся в Первой мировой войне. Их брали даже в личный царский конвой, состоявший также из казаков и других горцев. [54] [55] Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона 1905 года про них писал:

Во время Гражданской войны Чечня превратилась в поле боя, и территория Чечни неоднократно менялась. После Февральской революции, в марте 1917 года под руководством бывшего члена конвоя его Императорского Величества, а позже Дикой дивизии Тапы Чермоева был образован Союз Народов Северного Кавказа, провозгласивший в ноябре 1917 года Горскую республику (а с мая 1918 — Республику горцев Северного Кавказа). Но наступление Красной Армии и Деникина быстро покончило с республикой. В самой Чечне царила анархия. Большевикам чеченцы, как и другие народы Кавказа, сыграли на руку, и в результате после их победы чеченцев вознаградили автономией и огромным количеством земель, включая почти все станицы Сунженской линии, откуда выселили казаков.

В 1920-х годах, при политике коренизации был сделан огромный вклад в развитие чеченцев. Была разработана новая чеченская письменность (на основе сначала латинского, затем кириллического алфавита, до этого применялась арабская графика), появился национальный театр, музыкальные ансамбли и многое другое. Но дальнейшая интеграция чеченцев в советский народ оборвалась при коллективизации, особенно при попытках создавать колхозы в горных районах. Волнения и восстания продолжались, особенно когда автономный статус Чечни стал опять формальным в результате того, что в 1934 году Чеченскую АО объединили с Ингушской, а в 1936-м с Сунженским Казачьим округом и городом Грозный в Чечено-Ингушскую АССР, руководство которой фактически возглавило русское население.

Согласно Большой Советской Энциклопедии в 1920 году среди чеченцев было 0,8 % грамотных, а к 1940 году грамотность среди чеченцев составляла 85 % [56] .

Депортация чеченцев и ингушей

В феврале 1944 года, всё чеченское население (около полумиллиона) было депортировано из мест своего постоянного проживания в Среднюю Азию.

В 1951 году в Восточном Казахстане имел место чеченский погром.

9 января 1957 года чеченцам разрешили вернуться на родину. Некоторое количество чеченцев осталось в Казахстане и Киргизии.

1990-е годы и последствия

После Первой и Второй чеченской войны значительное количество чеченцев уехало в страны Западной Европы, в Турцию и в арабские страны. Также значительно увеличилась чеченская диаспора в регионах Российской Федерации

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, даёт следующее описание чеченцев:

Чеченцы высокого роста и хорошо сложены. Женщины отличаются красотой. В антропологическом отношении Чеченцы представляют тип смешанный. Цвет глаз, например, варьирует (в равной пропорции) от чёрного до более или менее тёмно-карего и от голубого до более или менее светло-зелёного. В цвете волос также замечаются переходы от чёрного к более или менее тёмно-русому. Нос часто вздёрнутый и вогнутый. Лицевой указатель — 76,72 (ингуши) и 75,26 (чеченцы). В сравнении с другими кавказскими народностями чеченская группа отличается наибольшей долихоцефалией. У собственно Чеченцев встречается, однако, не только много субрахицефалов, но и немало чистых брахицефалов с головным указателем от 84 и даже до 87,62. [57]

Генетическая генеалогия

Большинство мужчин в республике Чечня относятся по Y-ДНК к гаплогруппе J2, зародившейся на Ближнем Востоке [58] . Второй по распространённости в республике Чечня является гаплогруппа J1 (около 21 % [59] ).

Чеченский язык относится к нахской ветви нахско-дагестанских языков, включаемой в гипотетическую синокавказскую макросемью. Распространён в основном в Чеченской Республике и в Хасавюртовском, Новолакском, Казбековском, Бабаюртовском и Кизилюртовском районах Дагестана, а также в Ингушетии и других регионах Российской Федерации и в Грузии, частично — в Сирии, Иордании и Турции. Число говорящих до войны 1994—2001 — около 1 миллиона человек (по другим сведениям ок. 950 тыс.).

Выделяются плоскостной, шатойский, аккинский (ауховский), чеберлоевский, шароевский, мелхинский, итумкалинский, галанчожский и кистинский диалекты. В фонетике для чеченского языка характерен сложный вокализм (противопоставление простых и умлаутированных, долгих и кратких гласных, наличие слабых назализованных гласных, большое число дифтонгов и трифтонгов), начальные сочетания согласных, обилие морфонологических чередований, прежде всего изменение гласных основы в различных грамматических формах (аблаут), в грамматике — шесть именных классов, многопадежное склонение, состав глагольных категорий и способы их выражения обычны для восточнокавказских языков. Для синтаксиса характерно широкое использование причастных и деепричастных конструкций.

Литературный чеченский язык сложился в 20 веке на основе плоскостного диалекта. Письменность на чеченском языке до 1925 года существовала на арабской основе, в 1925—1938 — на латинской, с 1938 — на основе русской графики с использованием одного дополнительного знака I (после разных букв имеет разное значение), а также некоторых диграфов (кх, аь, тІ и т. п.) и триграфов (уьй). Состав диграфов в чеченском алфавите сходен с алфавитами дагестанских языков, однако их значения часто другие. С 1991 предпринимаются попытки вернуться к латинской графике. Первое монографическое описание чеченского языка создано в 1860-е годы П. К. Усларом — Этнография Кавказа. Языкознание. II. Чеченский язык, Тифлис, 1888 г. Впоследствии значительный вклад в изучение чеченского языка внесли Н. Ф. Яковлев, А. Г. Мациев, Т. И. Дешериев, З. К. Мальсагов и другие исследователи.

По филологическим изысканиям барона Услара, в чеченском языке есть некоторое сходство с лезгинским. [60]

Является государственным языком Чеченской Республики.

Большинство чеченцев принадлежат к шафиитскому мазхабу суннизма.

Суфийский ислам среди чеченцев представлен двумя тарикатами: накшбандия и кадирия, в свою очередь делящимися на мелкие религиозные группы — вирдовые братства, общее количество которых достигает у чеченцев тридцати двух. Самым многочисленным суфийским братством в Чечне являются последователи чеченского кадирийского шейха Кунта-Хаджи Кишиева («зикристы») и отпочковавшиеся от него мелкие вирды — Баммат-Гирей-Хаджи, Чиммирзы, Мани-шейха.

Кроме религии для чеченцев огромное значение имеет этический кодекс чести «Къонахалла». По убеждению самих чеченцев, «Къонахалла» — это универсальный кодекс поведения для любого мужчины, независимо от того мусульманин он или нет. Практически в нём отражены все нравственные нормы, которыми обладает верующий человек и достойный сын своего народа [61] .

Чеченский этический кодекс «Къонахалла», несомненно, уже существовал в аланскую эпоху. О древности кодекса говорят многочисленные параллели культа къонаха — достойного человека, народного героя с древнейшими слоями нартского эпоса.

Чеченский тукхум — это союз определённой группы тейпов, не связанных между собой кровным родством, но объединившихся в более высокую ассоциацию для совместного решения общих задач — защиты от нападения противника и экономического обмена. Тукхум занимал определённую территорию, которая состояла из фактически заселённой им местности, а равно и окружающего района, где тайпы, входившие в тукхум, занимались охотой, скотоводством и земледелием. Каждый тукхум говорил на определённом диалекте чеченского языка [62] .

Чеченский тейп — это общность людей, связанных между собой кровным родством по отцовской линии. Каждый из них имел свои общинные земли и тейповую гору (от названия которой часто происходило название тейпа). Тейпы внутри себя делятся на «гары» (ветви) и «некъи» — фамилии. Чеченские тейпы объединены в девять тукхумов, своего рода территориальные союзы. Кровнородственные связи у чеченцев служили целям экономического и военного единения.

В середине XIX века чеченское общество состояло из 135 тейпов. В настоящее время они подразделяются на горные (около 100 тейпов) и равнинные (около 70 тейпов).

Уровень образования чеченцев России, как показала перепись 2010 года, заметно ниже, чем в целом у населения РФ. В ходе переписи 2010 года 14,5 % чеченцев в возрасте 15 лет и старше указали, что имеют высшее или послевузовское образование (67000 из 462382 чеченцев этого возраста, указавших уровень) [63] . В целом по России доля лиц с высшим образованием в 2010 году составила 23,4 % (среди лиц в возрасте 15 лет и старше, указавших уровень образования) [64] .

  • http://utro.ru/articles/2001/02/15/501.shtml
  • http://www.miloserdie.ru/article/zapiski-bomzha-vory-lodyri-tuneyadcy/
  • http://pikabu.ru/story/deportatsii_narodov_v_sssr_5371758
  • http://koryo-saram.ru/istoriya-sotsializatsii-korejskoj-semi-na-severnom-kavkaze-1933-1990/
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%86%D1%8B
  • http://informburo.kz/stati/dralis-po-ponyatiyam-no-meru-znali.html

Смотрите видео: СТРОГАЯ МАМА ЗАГНАЛА ДЯДЮ КОЛЮ ДОМОЙ, ЖЕСТЬ!!!

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть