Работа в Южной Корее для иностранцев
Корея относится к тем немногим государствам нашей планеты, на территории которых нет никаких национальных меньшинств. Те, довольно немногочисленные, иностранцы, которые находятся в Корее в течение долгого времени, не имеют ни корейского гражданства, ни, как правило, надежды его получить.
Отсутствие "аборигенных" национальных меньшинств не означает, однако, что Корея населена исключительно корейцами. На территории Кореи постоянно находится некоторое количество граждан других государств — как сопредельных, так и тех, с которыми Корея поддерживает традиционные связи. В августе 1998 г. в Корее легально находилось 199.130 иностранцев, из которых 148.926 имели корейский вид на жительство (такой документ выдается корейскими властями всем тем, кто прибыл в страну на срок более 90 дней). Кроме того, по оценкам иммиграционных служб, в стране тогда было 93 тысячи нелегальных иммигрантов. Следует, однако, помнить, что американские военнослужащие, которых здесь примерно 36 тысяч человек, вольнонаемные сотрудники американских военных учреждений (их около 4 тысяч человек), а также члены их семей (это еще 12-13 тысяч человек) не учитываются в корейской иммиграционной статистике. Их статус определяется специальным межправительственными соглашениями, при въезде в страну они не проходят стандартной процедуры регистрации. Если включить в число иностранцев нелегальных рабочих-иммигрантов, американских военнослужащих и членов их семей, то получится, что, не считая туристов и командированных, в Корее находится около 300-320 тысяч иностранцев. Это составляет примерно 0,8% от всего населения страны.
Корейское правительство старается осуществлять тщательный контроль над проживающими в стране иностранным гражданами. Это, в общем, не очень сложно в такой однонациональной стране, особенно если учесть, что иностранцы, как правило, не знают корейского языка. В соответствии с корейским законодательством, иностранцы (за исключением некоторых особых случаев) не имеют права находиться на территории страны, если они не имеют здесь постоянной работы, причем нанимать иностранцев на постоянную работу могут только немногие корейские организации. Исключением из этого правила являются иностранные супруги корейских граждан (таковых сейчас около 22 тысяч), а также местные китайцы-хуацяо, которые имеют тайваньское гражданство. Ничего подобного американской Green card — разрешению на постоянное проживание — для остальных иностранцев не существует, так что даже при простом переходе с одной работы на другую иностранец обязан выехать из страны и заново оформлять долговременную визу за пределами Кореи. Иностранцы в Корее не могут владеть недвижимостью, и даже этнический кореец, принявший гражданство другой страны (а двойного гражданства Корея не признает), должен после этого в течение установленного законом срока продать все свое недвижимое имущество. Иностранец не может основать на территории Кореи собственную фирму, а регистрация совместного предприятия или даже просто представительства иностранной компании требует таких сил, денег и времени, что практически доступна только для крупных транснациональных корпораций. Все эти строгости отчасти объясняются тем, что страна по-прежнему находится в состоянии войны. Отчасти это, действительно, так, но, как представляется, немалую роль тут играют и другие факторы — в первую очередь, стремление корейских властей не допустить образования в Корее этнических меньшинств и предотвратить появление проблем, неизбежно связанных с такими меньшинствами. Корея — страна однонациональная и очень хочет оставаться таковой и впредь.
По состоянию на 1 сентября 1998 г. наибольшую иностранную колонию на корейской территории составляли китайцы — граждане КНР, которых насчитывалось 84.637 человек (в это число включены и нелегалы). Американцам, которых было 51.759 человек, официальная статистика отводит второе место, но в действительности именно они представляют из себя крупнейшую общину, ведь статистика нее учитывает военных и вольнонаемных служащих американской армии (их около 40 тысяч человек), а также и членов их семей. На третьем месте находятся японцы (27.532), а на четвертом — тайваньцы (24.182).
Последние представляют из себя весьма своеобразную группу. Корейские "тайваньцы" в своем подавляющем большинстве на Тайване никогда не жили. Они или их предки бежали в Корею из Северного Китая, спасаясь от наступающих коммунистических армий в конце эпохи гражданских войн, в 1945-1950. После раскола страны на континентальный Китай и Тайвань большинство корейских китайцев стало гражданами Тайваня, который до августа 1992 года имел с Южной Корее дипломатические отношения и вообще считался одним из ее важнейших идеологических и политических союзников. В силу этого китайское ("тайваньское") меньшинство в Корее пользовалось и пользуется немалыми правами. Главной и очень важной привилегией китайцев является то, что они имеют право постоянного проживания в стране. Иначе говоря, они могут находиться и работать в Корее вне зависимости от того, являются ли они служащими корейских организаций, имеющих разрешение на найм иностранцев.
Американцы, проживающие в Корее, — это в основном солдаты, офицеры или служащие расквартированных здесь воинских частей, а также члены их семей. Центрами жизни американской общины являются американские военные базы, каждая из которых представляет из себя своего рода государство в государстве. Кроме собственно военных объектов, на территории базы есть жилые комплексы, школы, магазины, рестораны, организованные по американскому образцу, с американскими ценами и американским ассортиментом. Действует там даже филиал Мэрилендского университета, в котором американцы могут продолжить или получить высшее образование. Для большинства американских военных все их пребывание в Корее связано с базами и, в меньшей степени, с небольшими поселками, которые существуют поблизости от них и ориентируются в первую очередь на обслуживание американских военных (это "обслуживание" носит по преимуществу алкогольно-сексуальный характер). Более дальние путешествия, как правило, не поощряются командованием, которое стремится к тому, чтобы его подопечные без особой надобности не мозолили глаза местному населению.
Огромный интерес корейцев к английскому языку привел к тому, что в Корее создалась также и заметная колония преподавателей английского, которые работают в университетах, центрах повышения квалификации различных фирм, школах и, главным образом, на бесчисленных курсах английского языка. Есть в Корее и преподаватели иных языков — китайского, японского, вьетнамского, русского, но их, даже вместе взятых, гораздо меньше, чем жителей англоговорящих стран. Работают в Корее и иностранные технические специалисты, число которых измеряется многими сотнями (среди них немало россиян). Они трудятся в корейских концернах, играют немалую роль в разработке новейших технологий.
Однако сейчас типичный "корейский иностранец" — это не дипломат, не профессор, и даже не бравый вояка с американской базы. Типичный иностранец — это непалец, филиппинец или кореец из Маньчжурии, по 12 часов в сутки вкалывающий на каком-нибудь заводике. Самая многочисленная группа корейских иностранцев в наши дни — это иностранные рабочие, которые стали приезжать сюда после 1990 г. Вызвано это было двумя обстоятельствами. Во-первых, в 1985-1990 гг. заработки в Корее росли рекордными темпами, и к 1990 г. средняя зарплата приблизилась к 1000 долларов (сейчас она составляет 1300$). По меркам Филиппин или Пакистана — это целое состояние, ведь большинству тамошних жителей такие деньги невозможно заработать и за год. Во-вторых, сами корейцы, избалованные быстрым ростом доходов и почти полным отсутствием безработицы, стали избегать той работы, которую здесь называют "3 D" (по первой букве трех английских слов "difficult, dirty, dangerous" — "трудная, опасная, грязная"). Поэтому для корейских предпринимателей настоящим даром небесным стали рабочие-иностранцы, которые приезжали из бедных стран Восточной и Юго-Восточной Азии: Филиппин, Непала, Пакистана, Шри -Ланки, Монголии, Китая. Они были готовы класть кирпичи и ворочать тяжеленные болванки по 12 часов в день, они не организовывали забастовок и не создавали профсоюзов, и, наконец, им можно было платить раза в полтора меньше, чем корейцам (на начало этого года зарплата иностранных рабочих составляла в среднем 74% от зарплаты выполнявших примерно такую же работу корейцев). Не исключено, что все это можно назвать эксплуатацией (так и называют эту систему корейские левые), но факт остается фактом: в своем подавляющем большинстве "эксплуатируемые" вполне довольны своим положением, и изо всех сил стараются остаться "жертвами эксплуатации" подольше. Люди эти готовы работать за деньги, которые кажутся скромными корейцам, но для них самих представляют целое состояние.
Сколько сейчас в Корее "гастарбайтеров"? Точного ответа на этот вопрос не знает никто. Корейское правительство выдает некоторое количество виз для иностранных рабочих. Любопытно, что официально считается, что они въезжают в страну в качестве "практикантов", чтобы, дескать, поднабраться тут опыта (не нам осуждать корейские власти за это маленькое лицемерие: примерно так же был в свое время был оформлен импорт в СССР рабочих из Вьетнама). Сейчас таких "легальных работяг" здесь 67 тысяч. Однако подавляющее большинство иностранных рабочих въехало в Корею нелегально, по краткосрочным туристским визам. Конечно, при желании корейские власти могли бы легко выявить их всех, но в целом они понимают экономическую необходимость присутствия иностранцев, и смотрят на их присутствие сквозь пальцы. По оценкам властей, в марте 1999 г. в стране нелегально находилось примерно 105 тысяч иностранных рабочих (в августе прошлого года их было 93 тысячи).
Такова иностранная община в Корее — весьма разнообразная и достаточно разобщенная. Однако есть у нее и общие черты. Одна из них — это то, что большинство всех этих людей не без основания ощущает себя в Корее лишь временными пришельцами, держится весьма обособлено, общается в своем кругу, почти не поддерживает контактов с окружающим их корейским обществом и не владеет корейским даже на самом элементарном уровне. Как правило, они проводят в Корее лишь пару-другую лет и затем покидают эту страну навсегда. Иммигрантских общин в Корее не образуется (исключением являются местные китайцы, но и их число в последние годы быстро сокращается).
Содержание
- 1 Работа для русских
- 2 Ограничения для иностранцев
- 3 Какие моменты следует учесть
- 4 Рабочие места, на которые можно рассчитывать без знания корейского языка
- 5 Отзывы о работе в Южной Корее
- 6 Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Ахметзянова А.
- 7 Текст научной работы на тему «ИНОСТРАНЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ»
- 8 Смотрите видео: Работа в Южной Корее — зарплаты в южной корее — сколько получают?
Работа для русских
Работа в Южной Корее для русских, конечно же, найдется, но не нужно рассчитывать, что вам удастся устроиться диктором на радио, телевидение или в Корейский национальный ансамбль.
Основной бич всех иностранцев — незнание корейского языка даже на элементарном бытовом уровне. Русские не являются исключением. Корейцы не горят желанием вникать в язык иностранцев.
Высокооплачиваемая работа в Южной Корее без знания корейского языка на достаточно высоком уровне практически невозможна. При необходимости активного общения с корейцами в процессе работы у вас будет возникать множество проблем.
Без знания языка вы не сможете работать:
- врачом,
- продавцом,
- сантехником,
- журналистом и т.п.
В очень редких случаях отличное знание родного (не корейского) языка может быть преимуществом. Вас могут пригласить преподавать иностранный язык как носителя языка.
Ограничения для иностранцев
Работа в Южной Корее для иностранных специалистов и рабочих многих специальностей связана с соблюдением ряда ограничений.
К ним относятся:
- Максимальный срок пребывания в стране не должен превышать пяти лет.
- Нет возможности получить статус постоянного жителя (ПМЖ).
- Невозможно устроиться в государственные учреждения или занимать посты.
- Иностранцы не могут служить в вооруженных силах Южной Кореи.
- Отсутствие образования, полученного в Корее, затруднит поиск работы для юристов и учителей. Исключение составляют выпускники известных учебных заведений, таких как Оксфорд, — они ценятся выше, чем специалисты с корейским образованием.
- Иностранцы мало знакомы со спецификой Корейского торгового рынка и мало полезны в таких сферах, как реклама, менеджмент среднего звена, маркетинг или финансы.
Какие моменты следует учесть
Работа в Южной Корее предоставляется иностранцам с учетом некоторых особенностей, с которыми лучше ознакомиться заранее.
- Существует ли специальность, которой вы владеете, в Южной Корее?
- В описании вакансии не должно быть ограничений по поводу вашей расовой принадлежности или внешнего вида.
- Требуется ли знание корейского языка на определенном уровне?
- Обязательно ли наличие корейского гражданства?
- Наличие корейского образования требуется или нет?
- Требуется ли знание корейской специфики ведения бизнеса в определенной области?
Рабочие места, на которые можно рассчитывать без знания корейского языка
При подробном рассмотрении оказывается, что для иностранцев без знания языка идеальными вариантами рабочих мест, на которые они реально смогут рассчитывать, являются:
- любые рабочие специальности, не требующие активного взаимодействия с другими рабочими,
- узкоспециализированный средний технический персонал и инженеры,
- специалисты, представляющие интересы Южной Кореи в других странах,
- модели,
- актеры не разговорного жанра,
- представители иностранных государств в Южной Корее,
- моряки.
Это список основных возможностей получения работы для иностранцев в Южной Корее.
Отзывы о работе в Южной Корее
Даже в том случае, если ваша специальность потенциально может быть хорошо востребована в Корее, не стоит забывать о местной специфике.
Иностранец обходится корейскому работодателю дороже, и проблем с ним больше. Необходимо:
- приложить обоюдные усилия для налаживания взаимопонимания,
- пройти процедуру официального оформления (или постоянно рисковать, если вы работаете нелегально).
Чем привлекательна или опасна работа в Южной Корее? Отзывы иностранцев, проработавших некоторое время в этой стране, позволяют проанализировать достоинства и недостатки. Все отмечают погружение в неповторимый колорит самобытной корейской культуры. Для любителей острых ощущений это несомненное преимущество, но кореец в большинстве случаев будет получать больше вас за аналогичную работу. Рабочий день может длиться до 15 часов. Возможен один выходной в неделю, а иногда и в заранее оговоренный выходной приходится работать 6 часов. Случаи обманов с оплатой или выплатой сумм, меньше оговоренных, — также не редкость.
Где и как работать, каждый выбирает самостоятельно. Желательно собрать и проанализировать как можно больше информации, прежде чем принимать решение отправиться на заработки в другую страну. Официальное трудоустройство намного безопаснее нелегального пребывания в любой стране.
Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Ахметзянова А.
Предметом исследования являются иностранцы в Кореи , тенденция превращения корейского общества из мононациональной в многонациональную и миграционная политика корейского правительства. Изменение национального состава корейского общества и феминизация способствуют стремительному увеличению количества иностранцев в Корее . Из-за большой разницы в культурах Запада и Востока, нередко возникают конфликты между иностранцами и местным населением. Но нельзя не отметить и то, что правительство Республики Кореи делает все возможное для урегулирования этих конфликтов и созданию комфортных условий для адаптации иностранных граждан.
Текст научной работы на тему «ИНОСТРАНЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ»
ИНОСТРАНЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ
Ахметзянова А., студент 4 курса
Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань, Россия
Аннотация: предметом исследования являются иностранцы в Кореи, тенденция превращения корейского общества из мононациональной в многонациональную и миграционная политика корейского правительства. Изменение национального состава корейского общества и феминизация способствуют стремительному увеличению количества иностранцев в Корее. Из-за большой разницы, в культурах Запада и Востока, нередко возникают конфликты между иностранцами и местным населением. Но нельзя не отметить и то, что правительство Республики Кореи делает все возможное для урегулирования этих конфликтов и созданию комфортных условий для адаптации иностранных граждан.
Ключевые слова: Корея, иностранцы в Кореи, иммигранты, брачная миграция, миграционная политика.
Благодарности. Данная работа осуществлялась при поддержке Программы по поддержке молодых специалистов в области корееведения через Министерство образования Республики Корея и Службы содействия развитию корееведения Академии корееведения (АКБ-2016-1ЫС-2230003).
Корея в течение очень долго периода времени была мононациональной страной, где абсолютное большинство населения — корейцы. Этому способствовали политика самоизоляции и долгое пребывание под властью других государств. Но в последние 50 лет ситуация резко изменилась в обратную сторону. С каждым годом все большее количество иностранных граждан приезжают в Корею, работают и живут в закрытой до этого стране. По данным марта 2015 года, в стране проживает 1,8 млн лиц иностранного происхождения, в том числе студенты, мелкие чиновники, низкоквалифицированные работники и т.д. В связи с этим появилась тенденция к образованию полиэтничности. Однако, сейчас еще очень рано говорить о превращении Кореи в многонациональную страну, в целом она все еще сохраняет черты моноэтнического государства.
Сегодня мигранты составляют около 3-4% от всего населения Республики Корея. Хотя еще в 1990-е годы иностранцев было всего менее 50 тыс. человек — 0,1%. Специалисты, прослеживая данную статистику, сделали выводы, что к 2020 году число мигрантов на территории страны увеличится до 5%, а к 2030 году — до 10%.
Южная Корея — это удивительная страна со своими традициями, порядками и устоями. И зачастую, иностранцы, так или иначе соприкасающиеся с культурой страны «утренней свежести», не могут понять и принять этих традиций.
Общество Южной Кореи очень сильно отличается от западного. Одной из самых заметных особенностей корейского народа является коллективизм. Коллектив в Корее превыше индивидуализма. Если в корейском обществе что -то делается, то это делается сообща, и не важно, кто сделал больше или лучше. В западном обществе человек всеми силами пытается вырваться из толпы, стать личностью, стать самым заметным, а в корейском обществе, наоборот, общество поднимает человека за его заслуги и поступки, сделанные для этого общества. Поэтому, в западном обществе лидер — это сильная личность, добившаяся всего сама, а в Корее лидер — этот человек, за которым стоит определенная группа людей. В Корее коллектив решает все. Очень ярко эта особенность прослеживается на примере недавнего импичмента президента
Южной Кореи Пак Кын Хе. Не оправдав надежд, возложенных на нее народом, она обрекла себя на снятие с поста президента.
Основное отличие западного общество от восточного состоит в том, что для западного на первом месте стоит понятие «Я», а для восточного — «Мы». Принадлежность любого корейца к какому-либо коллективу является неотъемлемый частью статуса и соответственно становится обязательным условием существования в корейском обществе. Причем сам коллектив очень строго следит за вовлеченностью каждого человека в дела группы и соблюдением правил этой группы. Этому существует множество примеров. Например, офисная культура Кореи предполагает полное сплочение со служивцев и коллег. Корейцы засиживаются допоздна на работе, так как считается невежливым уходить домой раньше других, и особенно, раньше начальника. Также они не могут отказываться от корпоративов и должны проводить время вместе с коллективом не только на работе, но и за его пределами.
Еще одной отличительной чертой корейского общества является иерархичность и жесткая градация во всем. Статус и принадлежность к определенной группе решают очень многое. Если общество поймет, что вы каким-то образом не подходите под их рамки, оно может исключить вас из своих рядов, или же, наоборот, поощрять и продвигать выше.
Иностранцы, приезжающие в Корею, очень быстро замечают разницу в поведении между людьми разного статуса и возраста. Если в европейской фирме все стараются вести себя более или менее на равных, то в корейской, все с точностью до наоборот.
Следуя конфуцианской традиции, общество, государство и фирма имеют такую же структуру и такие же правила, как и патриархальная семья. То есть, ни о каком равенстве и речи быть не может. Всегда будет человек, который старше по возрасту либо занимает более высокое положение в обществе, и отношение к нему, соответственно, будет особенным. По мнению знаменитого эссеиста Ли Кю Тхэ (0|^ЕН), одного из ведущих авторитетов в вопросах национального характера в Корее, «иерархичность — способ существования корейца, а выход из иерархической структуры равно силен выходу из корейского общества».
К сожалению, человеку с западными ценностями, довольно сложно понять все тонкости восточного мышления. Поэтому очень часто возникают различные служебные конфликты, вызванные стремлением иностранца, работающего в корейской фирме, « уровнять отношения» с начальством или старшими коллегами.
Влияние иерархичности имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, именно это во многом способствовало корейскому «экономическому чуду» в середине прошлого века. Благодаря трудолюбию корейцев и их беспрекословному подчинению и дисциплинированности, стране удалось добиться такого успеха. Но с другой стороны, жесткая градация мешает творческому мышлению. Люди бояться придумывать что-то новое или просто высказывать свое мнение.
Такая иерархичность, так или иначе, затрагивает практически все аспекты жизни южнокорейского общества, в том числе, и язык. Корейцы имеют огромное количество степеней вежливости. Существует множество разнообразных окончаний и вариаций одного и того же слова, меняющиеся в зависимости от того, с кем вы разговариваете и где. Например, в кругу друзей ровесники будут разговаривать, использую одни окончания, а в офисе — начальник и подчиненный совершенно другие. Причем, ошибка может стоить работы или хороших отношений, так как будет являться показателем неуважения к собеседнику.
Осознавая, как сильно южнокорейское общество отличается от западного, и насколько трудно иностранцам привыкнуть ко всем его тонкостям, корейское правительство старается создать все подходящие условия для комфортной жизни приезжих. Начиная с пропаганды СМИ о важности толерантного отношения к людям с другим
цветом кожи и национальности, и заканчивая созданием специальных рабочих мест для иностранцев.
Большую часть иммигрантов, приезжающих в Южную Корею, можно разделить на три группы:
1) с целью создания семьи,
2) работающие по контракту,
3) с целью получению образования.
Причем самой молодой категорией являются иностранные студенты, стремящиеся получить образование в Корее. За последнее время резко возросла популярность корейских вузов и системы образования в целом. Тысячи студентов со всего мира выбирают Корею для получения учёной степени.
С каждым годом все больше иностранцев, особенно женщин, приезжают в Республику Корею с целью создания семьи. И причин такому явлению несколько. Первая причина состоит в том, что в силу особенностей структуры корейского общества, мужчинам после развода или с небольшим уровнем дохода, довольно трудно найти жену среди своих соотечественниц. Именно поэтому они начинают искать будущую супругу среди иностранок, в особенности граждан Китая, Вьетнама, Филиппин, Монголии, Таиланда, Узбекистана, Казахстана и даже некоторых стран Восточной Европы, в том числе России. 40% новых браков, заключенных в сельской местности приходится именно на такие пары.
Результатом такого брака является создание смешанной семьи, требующей к себе особого внимания со стороны корейского правительства. Государство выделяет большие средства на социализацию иностранных женщин и детей, рожденных в смешанных браках. Статистика показывает, что 40% детей из таких семей едва знают корейский язык. А также, корейское правительство решило усилить требования к финансовому состоянию корейских женихов для того, чтобы предотвратить создание смешанных браков среди бедной части населения. Стоит отметить, что языковые требования для потенциальных жен были также ужесточены, как и контроль над брачными агентствами, занимающимися подобной деятельностью.
К сожалению, не обходится и без насилия в отношении иностранных жен. Например, жестокое обращение корейских мужчин в отношении вьетнамских гражданок стало причиной политических разбирательств между двумя странами в 2007 году.
Примечательно также, что рождаемость в таких мультинациональных семьях намного выше, чем в мононациональных. По прогнозам специалистов, к 2020 году треть всех детей (1,67 млн, или 3,3% от всего населения Южной Кореи), рожденных в тот год, будет приходиться именно на такие семьи.
В Кореи существуют разные мнения касательно необходимости «брачной миграции». Одни поддерживают политику правительства в этом направлении, другие, напротив, выступают против. По мнению Института политических исследований Асан (г. Сеул), в 2014 году 32% корейцев признали смешанные семьи как «угрозу социальной сплоченности».
В заключение можно сказать, что Корея прошла долгий путь от отсталого закрытого государства до развитой и открытой всему миру страны. Несмотря на то, что страна «утренней свежести» по-прежнему считается мононациональной, очевидна тенденция к ее превращению в многонациональное государство. Правительство Южной Кореи всеми силами поддерживает эти изменения и стремяться помочь иностранным гражданам как можно быстрее и безболезненнее влиться в южнокорейское общество.
1. Кирьянов О.В. Корея и корейцы. О чем молчат путеводители. М.: Рипол-Классик, 2014. 352 с.
2. Курбанов С.О. История Кореи. С древности до начала XXI века. СпбГУ, 2009. 680 с.
3. Ли Кю Тхэ. Структура сознания корейцев: кто такой кореец? Сеул: Синвонмунхваса, 2000. 304 с. OI^EH. EH0IS. — MS: ^^SfM, 2000. 304 с.
4. Шипаева В.И. Южная Корея в системе мирового капиталистического хозяйства. М.: Мир, 1986. 283 с.
5. Smith Anthony D. The Ethnic Origins of Nations. Wiley-Blackwell, 1988. 329 p.
6. Leoussi Athena S. Nationalism and Ethnosymbolism: History, Culture and Ethnicity in the Formation of Nations / Athena S. Leoussi, Steven Grosby. Edinburg University Press, 2007. 353 p.
FOREIGNERS IN THE REPUBLIC OF KOREA Aysylu Akhmetzyanova, 4th year student Institute of International Relations, History and Oriental Studies, Kazan (Privolzhsky) Federal University, Kazan, Russia
Abstract: The subject of the study are foreigners in Korea, the tendency of the transformation of Korean society from mono-national into the multinational and migration policy of the Korean government. Change in the ethnic composition of Korean society and feminization contribute to a rapid increase in the number of foreigners in Korea. Because of the big difference in the cultures of the West and the East, there are often conflicts between foreigners and the local population. But it should also be noted that the Government of the Republic of Korea is doing everything possible to resolve these conflicts and create comfortable conditions for the adaptation of foreign citizens. Keywords: Korea, foreigners in Korea, immigrants, marriage migration, migration policy.
Acknowledgments: This work was supported by Seed Program for Korean Studies through the Ministry of Education of Republic of Korea and Korean Studies Promotion Service of The Academy of Korean Studies (AKS-2016-INC-2230003).
ЭМАНСИПАЦИЯ КОРЕЙСКИХ ЖЕНЩИН ХХ ВЕКА И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ
Жуйкова Екатерина, студент 4 курса
Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань, Росси
Аннотация. Предметом работы статьи является корейская литература. Целью данной статьи является всестороннее рассмотрение литературы, освещающей проблему эмансипации корейских женщин, прибегая к помощи истории и статистики. Становление женской эмансипации в корейском обществе и причины ее возникновения. Анализ проблемы на примере романа Пак Ван Со «Стоящая женщина», Ключевые слова: Корея, корейская литература, эмансипация в Корее ХХ века.
Благодарности. Данная работа осуществлялась при поддержке Программы по поддержке молодых специалистов в области корееведения через Министерство образования Республики Корея и Службы содействия развитию корееведения Академии корееведения (AKS-2016-INC-2230003).
Затрагивая тему менталитета и традиций в корейском обществе первое, о чём необходимо упомянуть это то, что долгое время корейской идеологией было конфуцианство. Еще в глубокой древности проникнув в Корею из Китая, оно отлично «прижилось» на новой территории и постепенно проникло во все сферы корейского общества, начиная с политики и заканчивая социальной структурой.
наших в городе много?
Каждый год летом выходит ежегодник корейской Иммиграционной службы (2017 출입국·외국인정책통계연보), где приводится иммиграционная статистика за предшествующий год. Сейчас появился ежегодник за 2017 год, который я, собственно, и смотрю – делая при этом записи в ЖЖ.
В 2017 в Корее находилось 2 миллиона 180 тысяч иностранцев (точная цифра – 2.180.498 человек). Таким образом, иностранцы составляют примерно 4% всего населения страны. В указанное выше число включены и нелегалы – благо, их посчитать довольно легко: по географическим причинам на лодочке в Южную Корею особо не приплывёшь, и границу тоже особо нелегально не перейдёшь (может и есть, но – совсем единичные случаи). Нелегалов было в 2017 году насчитали 251 тысячу человек, или 11,5% от общего числа иностранцев.
И доля иностранцев, и их общее количество растут быстро. Пять лет назад, например, то есть в 2013 году, иностранцев было в Корее проживало 1 миллион 576 тысяч.
Из указанного выше числа примерно 135 тысяч составляют студенты, а 50 тысяч – иностранные квалифицированные специалисты (инженеры, учёные, менеджеры). Ещё 150 тысяч – иностранные жёны, не принявшие пока корейского гражданства (гражданочки из Китая и Вьетнама, в основном). Однако большинство южнокорейских иностранцев – это приехавшие за длинной воной гастарбайтеры, которые составляют примерно две трети от общего числа корейских иностранцев. Кстати, почти все из четверти миллиона нелегалов – это именно гастарбайтеры.
Если смотреть расклад по странам, то в качестве поставщика иностранцев в Корею лидирует (и уже давно) Китай, на который стабильно приходится около половины всех живущих в РК иностранцев. В 2017 граждан КНР в Южной Корее было почти точно миллион человек (точнее, 1.018.074 человека), из общего числа иностранцев в 2,18 миллионов. Правда, тут есть немаловажная тонкость – среди китайцев 680 тысяч, или две трети, составляют этнические корейцы, "чосончжок" или, если те же иероглифы читать в северокитайском произношении, "чаосяньцзу" (조선족 / 朝鮮族). Они активно ездят в Корею на заработки, и сейчас их в Корее 680 тысяч. На втором месте после Китая, но с огромным отрывом, идёт Вьетнам – вьетнамцев насчитывается 170 тысяч. На третьем месте, неожиданно, оказался Таиланд, тайцев в Корее насчитали 153 тысячи, а на четвёртом месте находятся США – американцев 143 тысячи, но среди них много этнических корейцев, граждан США.
На пятом месте неожиданно оказался Узбекистан, 63 тысячи человек (почти поголовно – гастарбайтеры). Далее, в порядке убывания, следуют Филиппины, Япония, Камбоджа, Монголия, Индонезия, и, наконец, Россия, которая находится на 11 месте в списке. Всего граждан РФ в Южной Корее сейчас проживает 45 тысяч. Это заметное увеличение по сравнению с предшествующими годами: много лет, примерно с 2005 года, число россиян в Корее колебалось около отметки 10-11 тысяч. Тенденция к росту – и быстрому – наметилась только после 2014 года. Полагаю, что дело тут в экономической ситуации и изменении курса рубля. В последние годы в Корее опять появились российские гастарбайтеры, которых тут не было в "жирные нулевые" (из районов Сибири и Дальнего Востока, в основном).
Из других постсоветских стран в "первую двадцатку" попал ещё Казахстан. Казахстан находится на 17-м месте, 22 тысячи человек.
Так что, если учесть и не попавшие в двадцатку страны, получается, что выходцев из бывшего СССР сейчас в Корее примерно 140-150 тысяч человек, или где-то 7% всех иностранцев, находящихся в стране.
- May 3rd, 2015 , 11:50 am
тихиие но суровые слова старого бюрократа
Я не раз писал о специфическом (спокойном) отношении корейцев к иммиграции, которое – скажу цинично – во многом вызвано тем, что интересы коренного населения и приезжих пока редко сталкиваются. Приезжие не претендуют ни на кусок от социального пирога, ни на места «солидного» среднего класса, ни даже на тот низкоквалифицированный труд, которым хотят заниматься сами (южные) корейцы – безработица в Корее в р-не 2%, так что…
Тем не менее, интересная иллюстрация. Квон О-гю (권오규/ 權五奎), бывший первый вице-премьер у Но Му-хёна и по совместительству министр экономики и финансов, то есть совсем никак не хрен с горы, написал в январском номере относительно малоизвестного, но хорошего журнала ChinaIndia Plus (несмотря на название, журнал этот выходит на корейском языке в Сеуле и посвящен современной Восточной Азии) статью о проблемах иммиграции – точнее о том, как иммиграция жизненно нужна Корее. Статья эта именуется «Иммиграция – главный способ добиться экономического роста: необходима политика по привлечению 350-400 тысяч мигрантов в год на протяжении последующего десятилетия» (для коллег: 이민, 성장 동력 창출의 핵심수단: 10년간 年 35만
Написано тезисно – сразу видно, что бюрократ, привыкший писать бумаги в современном стиле. Тезисы примерно такие.
- Перспективы экономического положения Кореи незавидные, и главная причина – надвигающийся демографический кризис. Поддержание тех рекордных темпов роста, к которым корейцы привыкли за полвека, невозможно из-за начинающегося сокращения населения и его старения (результат сочетания рекордно низкой рождаемости и рекордно высокой продолжительности жизни). С 2016 г. начинается сокращение абсолютной численности населения трудоспособных возрастов.
- Расчёты на объединение с Севером нереальны. Во-первых, неизвестно, когда оно произойдёт, и вообще, позволит ли Китай Корее объединиться (именно так сказано). Во-вторых и главных, объединение для экономики станет сильнейшим ударом, а не спасением. Вытягивание нищего Севера до минимально приемлемого уровня съест гигантские суммы.
- Главный способ отсрочить кризис на неопределённое будущее – поощрение иммиграции. Корея должна пойти по пути таких стран как Австралия, Швеция, Испания, в которых иммигранты составляют более 10% населения.
- Нынешняя численность проживающих в Корее иммигрантов – 1 миллион 600 тысяч человек – недостаточна. Для выправления ситуации необходимо привлекать по 350-400 тысяч новых мигрантов ежегодно.
- Нужно создать Министерство иммиграции и сделать иммиграционную политику важной задачей правительства. Чётко понимать, кто нужен, а кто – нет. Брать тех, кто нужен, то есть молодых, энергичных, работоспособных, как особо квалифицированных, так и максимально дешёвых неквалифицированных (прямо говорит, что нужно больше домработниц, нянь и сиделок из Яньбяня и Филиппин, чтобы сбить цены на труд прислуги и высвободить образованных кореянок для квалифицированной работы вне дома). Подчёркивает, что свои не пострадают: всё равно корейцы ни за какие деньги на такую работу не пойдут.
- Не слишком играть в мультикультурализм, не допускать создания стабильных замкнутых общин и иммигрантских гетто, способствовать ассимиляции (последнего слова Квон О-гю всё-таки избегает). Корея исторически – не иммигрантское общество, а страна корейской культуры, и таковой ей должно и оставаться.
- Гражданство давать выборочно, в первую очередь — квалифицированным мигрантам (при этом Квон О-гю признаёт, что они как раз особо не рвутся в граждане Кореи – и кратко, но правильно и цинично объясняет, почему именно). Малоквалифицированным – только при условии овладения языком, сдачи тестов на знание всего корейского и т.п., и при жёстком контроле.
Не знаю, что по этому поводу и сказать – посему промолчу. Но откровенность и умение говорить без ужимок и пропагандонства – качество, редкое в наше (увы!) довольно лицемерное время.
- November 27th, 2014 , 11:00 am
. и с высоты вам шлем привет!
Одна из горячо обсуждаемых тем в Корее в последнее время – это скандалы с двумя главными авиакомпаниями страны « Korean Air » и « Asiana ». Между собой скандалы эти никак не связаны и, по большому счету, просто совпали по времени, однако последствия от этих скандалов ощущаются, поскольку задействованы оказались лидеры целой отрасли. Масштаб скандалов, а также реакция людей на него говорит, в первую очередь, о том, насколько глубокие и серьезные изменения происходят в обществе, помимо того простого факта, насколько извращенной является культура строгой иерархии в современном южнокорейском обществе. Основной причиной скандалов в обеих авиакомпаниях является так называемый «капчиль» ( 갑질 – ситуация, когда старший по возрасту, статусу, социальному положению или должности откровенно издевается над нижестоящими в изощренной и грубой словесной, а иногда и физической форме, злоупотребляет своим положением просто для того, чтобы показать, что он главнее и психологически унизить человека). «Капчиль» — это вообще отдельный и интересный культурный феномен современной Южной Кореи, о котором стоит написать отдельный пост. Ну, а пока – о скандалах и почему они оказались такими болезненными.
- July 5th, 2018 , 10:33 pm
Система корейского государственного медицинского страхования
Поскольку я относительно часто общаюсь с людьми, которые приезжают в Южную Корею на лечение, мне задают много вопросов относительно медицинского страхования в Корее. Большим специалистом в данной области я не являюсь, поэтому во всех мельчайших деталях рассмотреть всю ситуацию, конечно, не могу, но поскольку работал в больнице одно время, да и сам плачу за страховку и лечусь в больницах, имею представление о том, как устроена корейская система и как она работает.
Прежде всего, стоит отметить, что медицинская страховка в Корее может быть как государственная ( 국민건강보험 ), так и частная, которую всегда можно купить в любой крупной страховой компании страны. Государственная страховка не бесплатная, страховые взносы в месяц будут варьироваться в зависимости от целого ряда причин (о них чуть ниже). Вопрос, какая страховка лучше, частная и государственная, не имеет смысла, поскольку у них разные функции, страховые взносы в месяц зависят от целого ряда факторов, и разным людям в разных ситуациях могут быть выгодны совершенно разные вещи. В целом, вся система выстроена таким образом, что частный страховой сектор дополняет основную государственную страховую помощь, хотя возможны многочисленные исключения. Сама система не очень проста, поэтому и объяснять ее – задача тоже не из легких.
понаехали тут, и размножаются
29 июля южнокорейский Госкомстат опубликовал данные о количестве рождений в прошлом, 2013 году. За прошедший год в Корее родилось 484.550 младенцев, среди которых 4,7% составили дети от смешанных браков, то есть браков корейцев с жителями иностранных государств.
Браки эти обычно заключаются с вьетнамцами, китайцами и японцами (точнее, китаянкам , вьетнамками и… да, всё-таки японцами ). В большинстве случаев речь идёт о ввозе старыми бедными забулдыгами-бобылями мужчинами из корейских деревень молодых и покорных невест из бедных стран ЮВА, в последнее время – в основном из Вьетнама, равно как и этнических кореянок из Китая.
Понятно, что доля таких детей будет расти, и, скорее всего, их доля в числе корейских младенцев скоро превысит долю смешанных браков среди всех корейских браков — дело тут в том, что большинство женщин приехали из стран, где принято иметь детей куда больше, чем в почти не рожающей (1,1-1,2 рождения на женщину) Южной Корее. Браков же смешанных сейчас много. Их число несколько снизилось в последние годы, но всё равно браки с иностранцами в Южной Корее составляют примерно 9% всех зарегистрированных браков. При этом чуть больше 70% — браки корейских мужчин с иностранками. Оно и понятно: не каждая корейская девушка сейчас пойдёт навоз месить, рисосажательную машину по колено в грязи чинить, и поддатого мужика домой волочить. Для сельской же вьетнамки попроще такая жизнь – чистый рай. Действительно, рис не руками же сажают, а машиной, и электричество в сельском доме есть, и водопровод, и вообще то, что для городского корейца представляется почти халупой, для девушки из-под какого-нибудь вьетнамского Дананга напоминает то ли особняк номенклатурного работника средней руки в Ханое, то ли резиденцию «нового вьетнамца» в Сайгоне.
Но не об этом речь. А речь о том, что народные комментарии к сообщениям печати о доле нечистокровных новорождённых, в основном, очень злобные, в стиле «понаехали тут чучмеки всякие на нашу землю корейскую!» Вспомнили в Кор-нете активно и Европу с мусульманской иммиграцией (я пополнил свой словарный запас – знаю теперь, как на корейский переводится «пакистанский таракан», в качестве описания иммигранта, ессс-сно). Жалуются в комментах, что от этих иностранцев по Асану не пройти, вечно ходят они там толпами, говорят всё по-своему, ихней жратвой странно там так воняет, и вообще, того и гляди, ножом полоснут. Для понимания: Асан – промышленный район на дальних окраинах Большого Сеула, где гастарбайтеры по 12 часов пашут на производствах, на которые корейского мужика заманить примерно так же сложно, как корейскую барышню – замуж за разведённого крестьянина в деревню в провинции Северная Чолла.
В общем, активно и яростно изощряются корейские блоггеры и прочие комментеры, протестуют, требуют это безобразие прекращать, и многонационалию в Корее не вводить. При этом не замечают они в своём гневе, что недовольны они гастарбайтерами, а злятся в данном конкретном случае по поводу тихих и покорных вьетнамских и китайских жён, которые, может, фо мужу и свекрови готовят, но в целом в полях трудятся и не слишком-то заметны.
Реакция эта – явное напоминание о том, что в Южной Корее, как и в любой развитой стране, вполне присутствуют анти-иммигрантские настроения. Оно и понятно: когда иноземцев становится слишком много, они начинают раздражать чистую публику, хотя этой же публике нравятся и чистые улицы, и дешёвое обслуживание в ресторанах, и возможность дёшево построить/отремонтировать дом (в Корее дворников-таджиков нет, но вот официантки, уборщицы, няни – в основном гастарбайтеры, и среди строителей их очень много).
Пока корейская элита ситуацию оценивает трезво, и всё понимает. Понимает она, родимая, что при одном из самых низких в мире уровней рождаемости (что-то вроде 120-го места из 125, лень мне сейчас проверять), при стремительном росте средней продолжительности жизни (= старение населения), при низкой безработице, Корее невозможно удерживать нынешние темпы роста без импортных рабочих, готовых без забастовок и отпусков пахать в горячих цехах за копейки , и импортных жён, готовых сносить затрещины и рожать . Поэтому и власти, и оппозиция проявляют по этому вопросу нетипичное единодушие и ведут кампанию в защиту мигрантов, всячески формируют их позитивный облик. Поэтому и нет в Корее активных анти-иммгрантских групп, местных аналогов ДПНИ. Однако под коркой ощущаются-то совсем другие настроения и чувства народные, и нынешняя волна негативных комментов очень это хорошо показывают.
Ну и совсем последнее. В своём гневе массы корейского среднего класса ругают всех чучмеков некорейских (включая и русских, хотя собственно русские гастарбайтеры в своей массе из Кореи уехали давно, с началом путинского экономического бума), но едва ли не чаще всех достаётся «чосон-чжокам», то есть этническим корейцам из Китая. Повторяю: этническим корейцам, причём весьма мало ассимилированным, мало окитаившимся. Чосон-чжоки – это такие же корейцы, только беднее, да нравом попроще, да без лоску того, который есть у члена среднего класса развитой страны во втором поколении…
И вопрос встаёт: а что будет, если эти сытые, образованные, чистые господа, этот привыкший к отпускам в Таиланде и новым машинам корейский средний класс, вдруг обнаружит у себя по соседству, в границах той же самой страны, примерно 25 миллионов северокорейцев? Заверяю: корейцы северные куда меньше похожи на южан, чем корейцы китайские – и беднее, и грубее, нравы там совсем уж простые будут (не о пхеньянской элите говорю, номенклатурных сыночках-дочках, а о ширнармассах). Иначе говоря, как в случае объединения они прореагируют на таких вот соотечественников? Ответ в целом понятен.
Анна: о работе в Корее, о конфликтах с корейцами, о подаче иностранцев со стороны СМИ
Каждый здоровый человек в этой жизни хочет добиться чего-то значимого, такого, чем бы он мог гордиться. В Корее, ввиду ее густонаселенности, это желание становится еще сильнее, зачастую возможность и способность "выбиться в люди" определяет всю дальнейшую жизнь человека. Поэтому в Корее немаловажное значение играет то, где человек учился, какой университет заканчивал и какую специальность получил. Не секрет, что пробиться в топовые университеты очень сложно ввиду огромного спроса. Человек после окончания топового университета получает не только знания, но и своеобразный знак качества, эти типо лейбла с пометкой, грубо говоря, логотипа университета, что именно этот выпускник достоин лучшей карьеры и именно его нужно выбрать на собеседовании в крупную компанию. Это справедливо как для южных корейцев, так и иностранцев. Хотя, для иностранцев есть в этом плане скидка за счет того, что он иностранец. Следовательно, иностранцу легче поступить в топовые университеты, чем корейцам. Только те корейцы, которые проучились не менее 3-х лет зарубежом, имеют льготы при поступлении в корейские ВУЗы.
Поскольку в Корее не так много пока выходцев из СНГ, которые нашли свое "место под корейским солнцем", каждый пример уникален и интересен. Поэтому я беру интервью у Анны Шулеповой , которая уже отучилась в одном из престижных университетов в Корее — Университете Иностранных языков Хангук (в этом университете готовят не только лингвистов, как это может показаться с первого взгляда, там есть еще много других специальностей). Анна отучилась на кафедре " Россия и страны СНГ " по специальности "Социальные науки". Благодаря этой специализации Анна получила возможность работать в качестве Директора Центра для иностранцев в Ёксам Глобал Центре (역삼 글로벌 빌리지 센터, Yeoksam global center).
Когда я впервые познакомилась с Анной, я была приятно шокирована тем, что такая молодая, но амбициозная девушка возглавляет целый центр! У Анны не было опыта работы в корейской системе, Анна , считайте, была "зеленым" сотрудником, но это не помешало ей постоянно совершенствоваться и она уже там работает не первый год! И сегодня я приглашаю вас посмотреть серию интервью с участием Анны, которая рассказывает о жизни в Корее, о своей работе, о конфликтах с корейцами и так далее.
Ролик 1. Где в Корее могут помочь иностранцу решить его проблемы?
Анна делится тем, где иностранцу могут оказать помощь в решении каких-то жизненных или даже конфликтных ситуаций, например, поиск жилья и работы, обращение в полицию по факту побоев и так далее. Также стоит отметить про внимание корейских СМИ к ее персоне и сфере деятельности
Ролик 2. Корейские СМИ о том, как тяжело живется иностранцам в Корее
Анна рассказывает о том, как корейцы преподносят инострацев в СМИ
Ролик 3. О том каково иностранцам работать в Корее
Анна рассказывает о работе иностранца через призму своей деятельности в качестве гос.служащего.
Ролик 4. Почему возникают конфликты с корейцами?
Анна рассказывает на своем опыте о возникающих конфликтах по работе в Корее. Несмотря на частные примеры, мы можем проследить некоторые тенденции в отношении иностранцев. Почему это происходит? Огромную роль играет разница в менталитете. Что еще?
- http://guide.travel.ru/south_korea/3478.html
- http://fb.ru/article/221644/rabota-v-yujnoy-koree-dlya-inostrantsev
- http://cyberleninka.ru/article/n/inostrantsy-v-respublike-koreya
- http://tttkkk.livejournal.com/tag/%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%8B%20%D0%B2%20%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B5
- http://astra-wizard.livejournal.com/tag/%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%8B%20%D0%B2%20%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B5
- http://blogostranah-gulnoz.blogspot.com/2018/08/blog-post_25.html