Российские корейцы

В последние несколько лет роль россиян корейской национальности растет в различных сферах жизни нашей страны. Они в отличие многих представителей других этносов прекрасно владеют русским, умеют находить общий язык с представителями практически всех наций, и они трудолюбивы.

В первой половине 1860-х в Корее разразился очередной «недород». И ее жители, несмотря на строжайший запрет, грозивший смертной казнью любому, кто осмелился покинуть пределы страны предков, принялись искать счастья на российской земле. В большинстве случаев власти Приморья смотрели благосклонно на их появление в новом и не слишком обжитом регионе. Местные жители неплохо уживались с корейцами, которые стали одним из главных поставщиков овощей и зелени. И дело тут не в «лени и нерадивости» русского населения, как любят утверждать некоторые «специалисты», Причина проста: корейцы были знакомы с агротехникой, которая позволяла выращивать сельхозкультуры во влажном климате Приморья, как две капли воды похожем на Климат Кореи.

Наши страны подталкивала друг к другу и тогдашняя политическая ситуация. В конце XIX века Корея, стараясь освободиться от слишком тесных объятий Поднебесной — Пекин традиционно считал Сеул своим вассалом — вынуждена была искать надежного союзника. Стремившаяся к расширению территории за счет соседей Япония на эту роль не подходила. Поэтому корейское правительство было вынуждено искать поддержки у России. Возглавил движение Корейской империи — так с 1897-го стала официально именоваться страна — в сторону Петербурга никто иной, как верховный правитель король Коджон. Россия была вынуждена идти навстречу настойчивым пожеланиям официального Сеула, несмотря на негативные последствия, такие, как недовольство Китая, враждебность Японии и западных держав. Об этом недвусмысленно говорят документы различных ведомств Российской империи. Поэтому самое большее, на что решился тогда Петербург, так это отправка в Корею ограниченного числа военных советников и небольшая финансовая помощь.

У России никаких планов захвата корейских земель не существовало. Несмотря на это японцы стали распространять нелепые слухи о русских.

Например, что с началом военного конфликта между Токио и Петербургом в Корее появятся казаки, которые-де будут безжалостно уничтожать всех. Определенная часть обитателей зажиточных южных районов Кореи, поверила инсинуациям. Русско-японская война 1904-1095 годов стала также одной из важных вех в истории отношений русских и корейцев. Сейчас уже даже ученые-специалисты по Корее не вспоминают, что в 1904-м, царское правительство «предложило» всем корейцам, не имеющим российского подданства, покинуть пределы нашего государства. Те, кто не пожелал или не смог этого сделать, были переселены в западные регионы Российской империи. К примеру, известный журнал той эпохи «Нива» разместил на эту тему небольшой иллюстрированный репортаж. Заметного ажиотажа это решение не вызвало, ни мировая общественность, ни сами субъекты переселения ничего антигуманного в подобной акции не узрели. Тем более что российское правительство предоставило, судя по всему, корейцам жилье и даже обучало их русскому языку.

Нельзя утверждать, что все обитатели Страны утренней свежести встали на сторону России. Часть их, поверив японской пропаганде, участвовала в боевых действиях против нас. В то же время король Коджон, посаженный японцами под домашний арест в Сеуле, в своих посланиях, направленных царю окольными путями, предлагал России помощь. Самодержец всея Руси отказал, видимо, зная, что его корейский коллега уже вряд ли способен сплотить своих подданных.

Да, конечно, симпатии части корейцев были на стороне нашей страны. Например, жители северных районов страны оказывали поддержку отрядам русской армии, специально сформированным для действий на коммуникациях японцев. Благодаря этому было выиграно несколько боев с японцами. Может показаться, что, действуй наши военачальники решительнее на территориях северных провинций Кореи, и мы бы смогли отрезать японскую армию, действующую в Маньчжурии. Однако нашим генералам и политикам было хорошо известно: далеко не все корейцы могли и хотели помогать русской армии. Часть из них служила в японской армии.

После аннексии Кореи Японией наша страна была единственной, кто предоставил корейцам помощь вооружением. Именно с нашей территории в 1905-1910 годах действовали корейские партизанские отряды. Однако сейчас и на Юге и на Севере Кореи об этом предпочитают умалчивать.

Корейско-российская дружба достигла апогея в 1907-м, тогда царское правительство на Гаагской мирной конференции намеревалось поставить на рассмотрение международного сообщества вопрос об оккупации Кореи Японией. Не было это сделано лишь потому, что самураи пригрозили в отместку заявить о необходимости рассмотрения вопроса о предоставлении независимости Армении и Грузии.

В годы Гражданской войны в России практически все корейцы приняли сторону красных — и российский Дальний Восток, и Корею оккупировали японцы, которые являлись союзниками белогвардейцев. Помощь корейцев была столь значительной, что некоторые деятели партизанского движения даже говорили о необходимости идти на освобождение Кореи после того, как Дальний Восток будет очищен от белых и японцев.

Основным поводом для претензий корейцев к русским стала «депортация» с Дальнего Востока в 1937 году. Но речь идет не о депортации, а лишь о переселении. Депортация – мера намного более жесткая, подразумевающая насильственное перемещение людей в очень сжатые сроки. Она, например, была применена в отношении крымских татар в 1944-м. В случае же с корейцами в 1937-м вся операция растянулась на несколько месяцев. В подготовке к переселению участвовали командиры воинских частей и руководители различных ведомств: транспорта, сельского хозяйства, финансов, общественного питания, здравоохранения, культуры, образования. Отметим также, что части корейцев, особенно тем, кто не имел при себе документов, проливающих свет на их появление в Советском Союзе, было разрешено вернуться в Корею.

До сих пор «переселенческий козырь» используется южнокорейской националистической пропагандой. Некоторые корейские исследователи доходят до того, что обвиняют советское руководство в сговоре с Японией. Мол, Токио при сближении с Москвой в качестве одного из условий примирения выдвинул депортацию корейского населения. Иначе, как полнейшим вздором это не назовешь. 1937-й — один из самых проблемных периодов в истории советско-японских отношений, когда инциденты на границе происходили почти ежедневно. А ведь впереди еще был Хасан в 1938-м и Халхин-Гол в 1939-м.

Что же побудило советское правительство пойти на столь жесткие шаги? В те годы население Страны утренней свежести становилось все более и более прояпонским.

Причин тому несколько, одна из них – успешное экономическое развитие, именно в двадцатые-тридцатые годы на территории современной Кореи японцы построили внушительное количество предприятий, что способствовало росту занятости и благосостояния населения. К тому же японцы считали корейцев родственной нацией. Поэтому выходцев из Страны утренней свежести, хоть и с оговорками, но все же принимали в японскую армию, им, при условии владения японским языком, был открыт путь к работе в государственных учреждениях. Корейцы служили даже в соединениях камикадзе. Документы Центрального государственного архива России говорят о том, что в ходе операции по разгрому Квантунской армии в августе-сентябре 1945-го в плен было взято 10206 корейцев — военнослужащих японской армии.

С начала 50-х годов и по настоящее время продолжается процесс концентрации корейского населения в новых для него регионах, прежде всего — на юге России, где корейцы занимаются в основном сельским хозяйством. Врожденное трудолюбие корейцев помогло им достичь довольно значительных успехов в российском обществе.

Тут стоит сказать об одном широко известном среди корейцев, но мало что говорящем для русского слуха имени Ким Пен Хва. Этот родившийся в Приморском крае человек успел в юности в годы Гражданской войны скрестить мечи с японскими интервентами. Затем служил в Красной Армии, стал кадровым офицером. В 1937 был репрессирован, дело его прекратили спустя полтора года, Ким Пен Хва вынужден был присоединиться к своим соплеменникам, которые к тому времени очутились в Средней Азии. В новом для себя месте этот человек с неуемной энергией стал в Юккоричирчикском районе под Ташкентом председателем колхоза «Полярная звезда», состоявшем почти исключительно из корейцев. За несколько лет бывший красный офицер сумел превратить отстающее сельхозпредприятие в передовое, почти удвоив урожайность сельхозкультур, и, что самое главное, одним из первых приступив к выращиванию принципиально новой для себя культуры — хлопка. Набранный темп колхоз «Полярная звезда» не потерял и в годы послевоенного лихолетья, сумев выйти на мировые показатели урожайности в условиях нехватки удобрений и засушливого климата Узбекистана.

За все эти достижения Ким Пен Хва был дважды удостоен звания Герой Социалистического Труда (1948, 1951), двумя орденами Ленина и другими наградами. Вот и сейчас колхоз, на протяжении нескольких десятилетий, руководимый Ким Пен Хва, крепко держится на ногах, несмотря на значительный отток рабочей силы в Россию и Южную Корею.

Трудолюбие корейцев предоставляет им возможность попробовать свои силы в различных сферах. Многие их представители сумели занять видное место в истории нашей страны. Все мы знаем Виктора Цоя, но есть и другие примеры. Например, бравые военные. Тут стоит вспомнить прошедшего через Чечню российского генерала-десантника Юрия Эмма, именно руководимые ими подразделения сыграли решающую роль в ходе второй чеченской кампании. А ведь он также из семьи репрессированных…

Крушение СССР стало отправной точкой нового периода развития корейской диаспоры. Вполне предсказуемо, что между Сеулом и Пхеньяном развернулась борьба за влияние на соотечественников.

Под эгидой южан было создано довольно многочисленное Всероссийское объединение корейцев, во главе которого стал кореец — четырехзвездный генерал российской армии. Но без шероховатостей не обошлось – параллельно действует еще ряд корейских просеульских обществ, с которыми генералу пришлось выстраивать отношения, иногда накалявшиеся докрасна.

Не спали и северокорейцы, под эгидой которых была создана Ассоциация корейцев — Помминрен, выступающая за объединение Кореи под эгидой КНДР. Однако эта организация сплачивает на порядок меньше своих членов, нежели ее просеульский антипод – сказалась все-таки экономическая ситуация в КНДР.

И Сеул, и Пхеньян стремятся задействовать по максимуму свои пропагандистские рычаги – организуются регулярные поездки на историческую родину, продвигается необходимость изучения языка предков, налаживание деловых контактов. Особое внимание обращается на молодежь – довольно много молодых корейцев обучается на исторической родине. Предполагается, что они потом по возращении в Россию будут проводниками корейских интересов, однако на практике это далеко не всегда так.

Необходимо сказать несколько слов об особом инструменте в руках Сеула – многочисленных псевдохристианских сектах, носящих благообразные названия – «Церковь благодать», «Церковь Матфея». Некоторые из них располагают штаб-квартирами в США, и все они проповедуют христианское учение в весьма и весьма своеобразном ключе, с элементами шаманизма, что исключает их широкое участие в религиозной жизни нашей страны. Российские корейцы прекрасно это понимают, поэтому используют связи в этих сектах в целях личного обогащения. К чести наших корейских соотечественников, надо сказать, что многие из них не верят посулам южнокорейских проповедников, а принимают православную веру. В этом отношении показательны несколько сел на юге российского Дальнего Востока.

Поначалу практически все российские корейцы обратили свои взоры в сторону Сеула: мерцание ночных огней южнокорейских мегаполисов завораживало. Часть наших корейцев смогла встроиться в эти условия, они стали посредниками по ввозу в Россию южнокорейских товаров. Реже, если речь шла об ученых – сотрудниками южнокорейских компаний, во многих случаях работавших на спецслужбы по поиску нужных технологий и специалистов в России.

Однако большая часть испытала горькое разочарование после общения со своими южнокорейскими «соотечественниками». Приехав в Южную Корею на заработки, многие из них вынуждены были выполнять тяжелую работу под насмешки хозяев.

Их заставляли трудиться без выходных, за мизерную зарплату, которую часто умудрялись к тому же еще и не выплачивать. При этом «настоящие» южнокорейцы особо и не старались демонстрировать лояльности к «русским корейцам». Многие российские корейцы, пройдя через этот жизненный опыт, пытаются всем доказать, будто в Южной Корее их, мол, встречали как родных – этническая солидарность превыше всего. Однако более или менее нормальное отношение южнокорейцы выказывают лишь к части сахалинских корейцев, многие из которых являются потомками выходцев из южной части Корейского полуострова. Хотя и это правило действует далеко не всегда, в Республике Корея даже эту категорию своих «соотечественников» используют на непопулярных среди коренных граждан работах: в строительстве, сельском хозяйстве, в качестве чернорабочих. Так что современное южнокорейское общество толкает их назад, к матушке-России. Помогают нам в этом и сами южнокорейцы: в некоторых крупных компаниях страны, например, существует негласное правило не принимать на работу российских корейцев. Связи с Северной Кореей поддерживают, в основном, среднеазиатские корейцы. Причем в подавляющем большинстве случаев речь идет не о примате идеологии, а о возможностях ведения бизнеса с КНДР, порой не слишком прозрачного, в разнообразных сферах. Впрочем, нередки случаи, когда корейцы, состоящие в просеверокорейском общественном объединении, одновременно являются и членами просеульских «контор». Характерно, что северяне часто используют свои корейские объединения для сбора гуманитарной помощи. Помимо «просеверных» и «проюжных» корейских этнических объединений в Москве и других крупных городах действуют землячества — объединение сахалинских корейцев, объединение корейцев Узбекистана.

В девяностые годы процесс интеграции корейцев в российское общество во многом приостановился. Виной тому создание различных обществ — культурных автономий, молодежных обществ, союзов корейских женщин — объединяющих, а точнее, разъединяющих людей по национальному признаку. К сожалению, подобная среда оказалась весьма благотворной для роста и укоренения узкоэтнических предрассудков, во власть которых, отдадим должное, попали далеко не все. Ведь в действительности грань между сознанием российских корейцев, особенно тех, кто живет в городах, с русским мироощущением практически неразличима.

Южнокорейцы нередко сетуют, что российские корейцы слишком часто ведут себя как русские.

Сегодня проживающие в провинции российские корейцы, особенно тех, кто работает на земле, образуют тесные группы, их интересы с интересами остального населения практически никак не пересекаются. Будем надеяться, что молодое поколение корейцев будет искать точки соприкосновения с остальным населением России, устраняя тем самым причины возможных этнических конфликтов. Так что главное условие для того, чтобы свои многочисленные положительные качества российские корейцы могли обратить на службу нашей страны — глубокая интеграция их в современное российское общество.

История корё-сарам

К 1917 году в России проживало около 100 тысяч корейцев, причём в Приморском крае они составляли почти треть всего населения (в Посьетском районе — до 90 % [1] ).

К корё-сарам также иногда причисляют и сахалинских корейцев. Однако, в силу относительно недавней иммиграции, которая носила насильственный характер, в силу своего южнокорейского, а не северокорейского происхождения, сахалинские корейцы не всегда отождествялют себя с корё-сарам.

Корейские переселенцы говорили в основном на северо-восточном (хамгёнском) диалекте, который сильно отличается от литературного корейского языка. В дальнейшем, в результате ликвидации корейских национально-культурных учреждений и аккультурации в Узбекистане и Казахстане, большинство корё-сарам стали русскоязычными.

Всего на территории бывшего СССР проживает примерно 490,000 корейцев. Из них:

  • в России — 148 556 (согласно переписи населения России в 2002 г. См. Национальный состав населения России в 2002 году.)
  • в Казахстане — 100 000 (согласно переписи в 1999 г.)
  • в Узбекистане — 200 000
  • в Киргизии — 20 000

В СССР советские корейцы занимали первое место по количеству Героев Социалистического Труда на душу населения (звания «Герой Социалистического Труда СССР» удостоены 209 корейцев) и второе место по количеству людей с высшим образованием на душу населения.

Знаменитые русскоязычные корейцы

  • Ан, Михаил Иванович (1953-1979) — капитан молодежной сборной СССР по футболу, чемпион Европы (1976), мастер спорта международного класса
  • Ан, Рудольф Николаевич (1955-2006) — полковник медицинской службы, доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ, заслуженный врач РСО-Алания, начальник медицинской слжубы СКВО (2001-2006)
  • Бейшеналиева, Неля Николаевна (р. 1961) — министр юстиции Кыргызстана (1998-2000), председатель Верховного Суда Кыргызстана (2000-2004)
  • Ким, Александра Петровна (1885-1918) — революционерка-интернационалистка, первая кореянка-член РСДРП(б)
  • Ким, Александр Михайлович (р. 1957) — заместитель губернатора, директор департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа
  • Ким, Алексей — генерал-майор, заместитель начальника Общевойсковой академии Вооруженных сил Российской Федерации
  • Ким, Анатолий Андреевич (р. 1939) — российский писатель, драматург
  • Ким, Афанасий Павлович (р. 1948) — генерал-лейтенант юстиции, военный прокурор Федеральной пограничной службы Российской Федерации (1994)
  • Ким, Владимир Сергеевич — крупный казахстанский предприниматель. Президент и крупный акционер корпорации «Казахмыс», занимающейся добычей и переработкой цветных и драгоценных металлов
  • Ким, Вячеслав Ильич — генерал-майор, заместитель командующего Черноморским флотом РФ
  • Ким, Георгий Владимирович (р. 1953) — заместитель Генерального Прокурора Республики Казахстан — Председатель Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, министр юстиции с 2002 по 2003, кандидат юридических наук
  • Ким, Георгий Федорович (1924-1989) — член-корреспондент АН СССР (1976), лауреат Государственной премии СССР (1980), российский историк
  • Ким, Георгий Николаевич (р. 1954) — ректор Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета (Дальрыбвтуз), доктор технических наук, профессор, заслуженный работник рыбного хозяйства РФ
  • Ким, Евгений Иванович (1932-1998) — Герой Советского Союза. Разведчик-нелегал Службы внешней разведки Комитета государственной безопасности СССР, полковник КГБ СССР
  • Ким, Енгван Инсугович (р. 1911) — член-корреспондент АН КазССР (1962), доктор физико-математических наук (1959), профессор (1960), заслуженный деятель науки КазССР (1981)
  • Ким, Игорь Владимирович (р. 1966) — крупный российский предприниматель,банкир, председатель совета директоров ОАО "МДМ-Банк"
  • Ким, Илья Лукич (р. 1912) — министр финансов КазССР (1951 — 1975), доктор экономических наук (1969), депутат Верховного Совета КазССР V-VIII созывов
  • Ким, Максим Павлович (1908—1996) — академик РАН (1991, академик АН СССР с 1979), лауреат Государственной премии СССР (1986)
  • Ким Ман Сам (1883—1964) — советский рисовод, Герой Социалистического Труда СССР(1947), лауреат Сталинской премии (1946)
  • Ким, Михаил Васильевич (1907-1970) — инженер-строитель, лауреат Ленинской премии (1966)
  • Ким, Нелли Владимировна (р. 1957) — чемпионка Олимпийских игр (1976, 1980), мира (1974, 1978, 1979), Европы (1975, 1977), СССР (1973-76) в отдельных упражнениях и командных соревнованиях, заслуженный мастер спорта по спортивной гимнастике (1976)
  • Ким, Николай Николаевич (р. 1913-2009) — архитектор, доктор архитектуры (1977), лауреат Государственной премии СССР (1977), заслуженный архитектор РСФСР (1973), почетный академик Российской академии архитектуры и строительных наук (1996), почетный академик Белорусской Академии архитектуры (1999), заместитель директора по науке и главный архитектор ЦНИИ Промзданий (1961-1986),заведующий кафедрой архитектуры МИСИ (1978-1986)
  • Ким Пен Хва (1905—1974) — дважды Герой Социалистического Труда СССР (1949 и 1951 гг.), председатель колхоза «Полярная звезда» Ташкентской области, депутат Верховного Совета УзССР (II-VII созывов). Его имя носит улица в Ташкенте
  • Ким, Пётр Геронович (1933-2001) — доктор исторических наук, профессор, председатель АККЦ РУ (1991-2000)
  • Ким, Юлий Черсанович (р. 1936) — российский поэт, композитор, драматург, сценарист, бард
  • Ли, Владимир Фёдорович — доктор исторических наук, академик РАЕН (1995), заслуженный деятель науки РФ (1996),профессор Дипломатической академии МИД РФ (1991)
  • Ли, Николай Геннадьевич (р. 1945) — российский художник
  • Мин, Александр Павлович (1915-1944) — Герой Советского Союза. Капитан. Командир стрелкового батальона в годы ВОВ
  • Нам, Людмила Валентиновна (1947-2007) — народная артистка России (2003), заслуженная артистка РСФСР (1987), певица (меццо-сопрано). Солистка Государственного академического Большого театра России (1977-1997), Московской государственной филармонии (1998-2007)
  • Ни, Виктор Трофимович (1934-1979) — российский художник, живописец, портретист
  • Ни, Леонид Павлович (р. 1923) — член-корреспондент АН КазССР (1975), академик НАН РК (1994), доктор технических наук (1967), профессор (1969), заслуженный деятель науки Республики Казастан (1971), лауреат Государственной премии СССР (1980)
  • Огай, Сергей Алексеевич (р. 1954) — ректор Морского Государственного Университета имени Невельского (г. Владивосток)
  • Пак, Андрей Инсунович (1926—1994) — доктор геолого-минералогических наук, лауреат Ленинской премии (1959)
  • Пак, Валерий Анатольевич (р. 1959) — первый заместитель министра природных ресурсов РФ (1999-2001), генеральный директор ОАО Компания "РУСИА Петролеум"
  • Пак, Валерий Юрьевич (р. 1957) — заслуженный артист России, певец, композитор. Лауреат российских и международных конкурсов и фестивалей, лауреат премии московского комсомола
  • Пак, Вера Борисовна (р. 1938) — депутат сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан (2005), Герой Узбекистана (2001)
  • Пак, Эльза Николаевна (р. 1942) — российский скульптор, заслуженный художник РФ,заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии, академик Петровской академии науки и искусств
  • Пан, Тимофей Дясенович (р. 1960) — генерал-майор милиции, доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ
  • Син, Александр Ченсанович (р. 1961) – заместитель губернатора Запорожской области
  • Сон, Лаврентий Дядюнович (р. 1941) — казахстанский кинорежиссёр
  • Сон, Эдуард Евгеньвич (р.1944) — член-корреспондент РАН (2008), доктор физико-математических наук, профессор МФТИ, заслуженный деятель науки РФ
  • Тен, Сергей Иннокентьевич (р.1967) — первый вице-премьер правительства Республики Тыва, министр экономики Республики Тыва
  • Тен, Хайгун (1924—2008) — Председатель Госкомитета по рыбному хозяйству при Совмине Узбекистана
  • Тен, Юрий Михайлович (1951-2003) — депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации первого (1993—1995), второго (1995—1999) и третьего (1999—2003) созывов, генеральный директор ЗАО «Труд»
  • Тян, Валерий Николаевич — генеральный директор национальной авиакомпании «Узбекистон хаво йулари»
  • Тян, Любомир Индекович (р.1959) — депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва, заместитель председателя Комитета ГД по аграрным вопросам (2003-2007)
  • Угай, Яков Александрович (1921-1997) — доктор химических наук (1965), профессор Воронежского Государственного Университета (1966),проректор Воронежского Государственного Университета по научной работе (1975-1984), заслуженный деятель науки РСФСР (1991), лауреат Государственной премии СССР (1981), почетный гражданин г. Воронежа (1995)
  • Фен, Виталий Васильевич — Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Узбекистан в Республике Корея
  • Хан Мёнсе (Хан, Андрей Абрамович) (1885—1937) — деятель корейского национально-освободительного движения, коммунист
  • Хван Александр Фёдорович (р. 1957) — российский кинорежиссёр, сценарист, актёр.
  • Хван Ман Гым (1919—1997) — Герой Социалистического Труда СССР, лауреат Государственной премии Совета Министров СССР, член ЦК Компартии УзССР, депутат Верховного Совета УзССР шести созывов, председатель колхоза «Политотдел» Ташкентской области
  • Цай, Владимир Ильич (р.1946) — генерал-майор, доктор исторических наук, профессор, вице-президент Всемирной академии наук комплексной безопасности РАЕН, президент Международного Союза корейских общественных ассоциаций стран СНГ и Балтии
  • Цзю, Константин Борисович (р.1969) — экс-абсолютный чемпион мира по боксу (по версиям WBC/WBA/IBF). Двухкратный победитель юношеских чемпионатов мира по боксу, чемпион Европы среди любителей. Заслуженный мастер спорта СССР (1991)
  • Цой, Анита Сергеевна (р. 1971) — заслуженная артистка России, российская певица
  • Цой, Валентин Евгеньевич (р.1952) — вице-президент РАЕН, доктор экономических наук, депутат Верховного Совета РСФСР (1990), депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ второго созыва (1995-1999)
  • Цой, Виктор Робертович (1962—1990) — рок-музыкант, лидер группы «Кино»
  • Цой, Олег Григорьевич (р.1944) — Герой Российской Федерации (1996), заслуженный летчик-испытатель СССР (1987)
  • Цой, Сергей Петрович (р.1959) — руководитель пресс-службы мэра и правительства Москвы, пресс-секретарь мэра Москвы, председатель Совета директоров телеканала ТВЦ
  • Цхай, Борис Алексеевич — генерал-майор милиции, бывший заместитель командующего внутренними войсками МВД Республики Казазстан
  • Цхай, Марина Петровна (р.1960) — заслуженная артистка России, эстрадная певица
  • Цхай, Юрий Андреевич (р.1948) — депутат Сената Парламента Республики Казахстан (2007). Заслуженный тренер СССР и КазССР, заслуженный работник культуры КазССР.
  • Чжен, Виктор Анатольевич (р.1945) — заместитель премьер-министра Республики Узбекистан, председатель Государственного Комитета по управлению государственным имуществом и поддержке предпринимательства Республики Узбекистан (1994 -2000), советник премьер-министра Республики Узбекистан (2000), доктор экономических наук, генеральный директор ОАО "ВАМИ"
  • Шин, Николай Сергеевич (1928—2006) — живописец, академик Академии художеств Узбекистана
  • Эм, Нелли Николаевна (р.1940) — доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ, директор школы № 1086 г.Москвы
  • Эм, Юрий Павлович (р.1953) — Герой Российской Федерации (2000), генерал-майор, военный комиссар Ставропольского края, заместитель председателя правительства Чеченской республики (2001-2002), главный федеральный инспектор аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЮФО (2002-2003)
  • Югай, Арсентий Матвеевич (р.1930) — академик РАЕН, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заместитель директора Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства
  • Югай, Борис Александрович (р.1957) — генерал-майор, первый заместитель министра обороны Кыргызстана (2007),начальник Главного штаба Вооруженных сил Кыргызстана (2007), начальник Объединенного штаба ОДКБ (2007)

Депортация Править

Корейцы первыми в СССР подверглись сталинской депортации по национальному признаку. В 1937 году на основании постановления Совнаркома СССР 172 тысячи корейцев депортировали в Казахскую ССР и Узбекскую ССР под предлогом «пресечения проникновения японского шпионажа в Дальневосточный край» [4] .

До депортации 1937 года в Приморье было 2 национальных корейских района и 77 национальных корейских сельсоветов, около 400 корейских школ, корейский педагогический техникум, корейский пединститут во Владивостоке, корейский театр, издавалось 6 журналов и 7 газет на корейском языке.

1 апреля 1993 года постановлением Верховного Совета Российской Федерации были признаны незаконными акты, принятые начиная с 1937 года в отношении советских корейцев, и, по сути, корейцы были реабилитированы как жертвы политических репрессий [5] .

По данным переписи 1959 года, в Узбекистане проживало 44,1 % всех советских корейцев, в Казахстане — 23,6 %. По состоянию на 2013 год в Узбекистане проживало 184 699 корейцев [6] .

После распада СССР корейцы из Среднеазиатских республик преимущественно мигрировали в Россию и на Украину [7] . Председатель секции корейской литературы Союза писателей Узбекистана Угай Дегука обращался к Генеральному секретарю, Председателю Верховного Совета СССР Горбачеву по вопросу создания в Приморском крае Корейской автономной республики в 1990 г. [8]

Более подробно о жизни нации

Среди населения корейского полуострова сильное распространение получили такие праздники, как первый год со дня рождения ребенка, Новый год, 60-летний юбилей. Помимо этого, ежегодно отмечается День урожая, причем как в Южной Корее, так и в Северной.

Основным продуктом питания является рис. Чаще всего корейцы употребляют в пищу именно его и некоторую другую пищу животного происхождения. Это связано с тем, что в давние времена многие в государстве не способны были позволить себе овощи и фрукты. Именно поэтому традиционные корейские блюда представлены перечисленными видами. Также популярными являются морепродукты. Скорее всего, многим известен тот факт, что корейцы предпочитают острую еду. В их рационе часто можно встретить блюда с большим содержанием перца: красного, чили или молотого.

Если говорить о манере одеваться, то это нация, в отличие от других азиатских, предпочитает белый цвет в традиционных одеждах.

Имена корейцев, как правило, состоят из трех слогов. Первой записывается фамилия, далее идет имя. Оно складывается из двух частей. Наиболее популярными родовыми именами этой нации являются Ким, Ли, Пак, Чхве (Чой, Цой). После замужества женщина оставляет девичью фамилию.

Корё-сарам – название этнических корейцев, которые проживают на постсоветской территории и считаются потомками коренных представителей нации. Если расшифровать это «имя», то первая часть является отсылкой к государству народа, которое существовало с 918 по 1392 год. «Сарам» с языка этого народа переводится как «человек». Но все же многих интересует вопрос: откуда корейцы в России?

Кем являются советские и постсоветские корейцы? Это люди, которые называют себя прямыми потомками азиатов, проживающие на Дальнем Востоке России с 60-х годов XIX века. Как правило, они являются переселенцами из северных регионов соответствующего полуострова. Среди них много православных, буддистов, протестантов. Большая часть представителей этого народа говорит на русском языке, а своего родного они не знают.

Корейцы в России массово начали появляться еще с 1860 г. Миграция достигла своего пика в 1930 г. Стоит отметить, что ее не смогла остановить даже революция. Почему появилось такое желание у корейцев переселиться в Россию? Стимулом стала нехватка земель в их родном государстве, хорошее отношение местных чиновников к народу, а также оккупационные действия со стороны Страны восходящего солнца. Интересным фактом является то, что китайская и японская общины на территории СССР были уничтожены, в то время как корейцы в России смогли выжить и даже начали развиваться.

В 1917 г. здесь уже проживало более 100 тысяч представителей этой нации. Больше всего их было в Приморском крае (90%). Когда к власти пришел Сталин, описываемый народ был первым, кого решили депортировать по национальному признаку. Однако уже в 1935 г., согласно переписи населения, на территории СССР проживало более 200 тысяч корейцев. Через 2 года они были депортированы в Казахстан и Узбекистан.

Стоит заметить, что в Приморье до осуществления данных действий со стороны правительства народ достаточно хорошо и быстро развивался. Причем переселение корейцев в Россию продолжилось. Здесь было открыто два азиатских района, 77 сельсоветов, 400 школ, техникумов, институтов, существовал театр. На этой территории издавалось несколько журналов и газет на корейском языке.

В 1993 году, по постановлению правительства Российской Федерации, Корё-Сарам были признаны жертвами политических репрессий.

На данный момент на территории бывшего Советского Союза проживает больше 500 тыс. корейцев. Лидером по их количеству является Узбекистан. Второе место заняла РФ. И сколько корейцев проживает в России? Согласно переписи населения, которая была осуществлена в 2010 году, здесь их живет более 150 тысяч человек. После того как распался Советский Союз, большая часть корейских жителей мигрировала на территорию России и Украины.

Население Северной Кореи на территории России

Некоторая часть населения Северной Кореи временно или постоянно живет в Российской Федерации. Таковыми являются студенты, перебежчики. По данным за 2006 год, на территории РФ северных корейцев находилось больше 10 тыс. человек. Нужно заметить интересный факт: отдельные члены трудовой партии Кореи, которые в перспективе имели весьма значительное влияние, проживали в СССР до момента получения страной суверенитета. Перебрались они в КНДР лишь после ее основания.

Если углубляться в историю, то следует сказать, что, начиная с 1953 года, северные корейцы в России проживали лишь потому, что поступали в высшие учебные заведения, находящиеся на территории СССР.

Для того чтобы обеспечить Дальний Восток работниками, которые бы выполняли трудовые обязанности на предприятиях, из Северной Кореи было перевезено 35 тыс. людей. Со временем это число увеличилось в два раза. Ближе к 60-м годам Северная Корея потребовала вернуть своих коренных жителей на территорию государства, и 10 тыс. человек были переправлены обратно.

Вторая волна отправки граждан началась в конце 60-х годов XIX века.

На самом деле корейцы в России появились по более серьезным причинам. Они заключаются в том, что в северной части страны до сих пор царит безработица. В 2006 году начались плановые перевозки граждан. В этом проекте участвовали только люди из городов. Считается, что они легче адаптируются в условиях Российской Федерации. Больше 10 тыс. людей были перевезены на Дальний Восток благодаря рабочим визам.

На данный момент президент Северной Кореи заключил договор с главой Российской Федерации об увеличении количества человек, которые будут работать на территории русскоязычного государства. Стоит заметить, что заработные платы у вынужденных переселенцев достаточно маленькие. 70% месячной суммы забирается страной «в счет благонадежности».

Беженцы из Северной Кореи

Из-за того, что экономический рост в Северной Корее постепенно уменьшается, увеличивается количество беглецов в Россию. По состоянию на 1999 год переселенцев на территории РФ было от 100 до 500 человек. К сожалению, более точных данных нет. Также на границах русскоязычной страны находится достаточно много беглых северокорейцев, не зарегистрированных официально.

Северные корейцы в России постоянно живут на Дальнем Востоке. Подавляющая часть их сбежала из трудовых лагерей. Стоит заметить, что южнокорейское посольство отказывается предоставлять беженцам с Севера помощь в укрытии, а российское правительство задержало как минимум одного беглеца, который пытался попасть в консульство. После предпринимались попытки депортировать этого человека.

Общество «Мемориал» на данный момент помогает беженцам оформлять соответствующие документы о признании их таковыми. Оно регулирует обращения людей в органы Федеральной миграционной службы. Лишь после проведения этой процедуры беженцы на официальном уровне могут покинуть свою страну. Затем они приезжают в Москву и обращаются в посольство Южной Кореи или любого другого государства. Россия предоставляет каждому переселенцу 3 месяца временного убежища. После истечения этого периода они должны получить статус беженца в определенной стране и затем переехать туда на ПМЖ.

«Русские» корейцы

После распада Советского Союза правительства Южной и Северной Кореи стали активно пропагандировать свои территории. Иными словами, началась борьба за соотечественников. Подавляющая часть обратила внимание на Южную Корею. Сначала азиаты радовались, что получили хорошие места. Однако, поработав немного, русские корейцы полностью разочаровались в своих «собратьях». Они трудились без выходных за маленькую зарплату, которую часто не выплачивали. Во многом из-за этого в 90-е года XX века увеличилось количество корейцев, мигрирующих на территорию Российской Федерации. Практически за всю свою жизнь эти люди переняли менталитет страны и ее обычаи. Поэтому часто коренные жители жалуются, что российские корейцы в России переняли слишком много плохих привычек и теперь очень похожи на окружающих их людей.

Сейчас эта диаспора, особенно в тех местах, где ее представители работают на земле, образует достаточно тесные группы. С населением, а точнее, с коренным народом, эти люди практически не контактируют – их интересы не пересекаются. Хочется сказать, что было бы здорово, если бы корейцы и русские искали больше точек соприкосновения. Так можно было бы избежать этнических конфликтов.

Сахалинские корейцы

Сколько корейцев в России? Речь идет не об общем количестве, а лишь о сахалинских представителях. Численность этой диаспоры составляет около 45 тыс. человек. 10% из них – это представители Корё-сарам, остальные же 90% являются потомками южнокорейских рабочих, которые были привезены в качестве рабсилы на Сахалин. Произошло это в период аннексии Кореи Японией. Все они до сих пор проживают на острове Сахалин. Зачастую народ рассматривается в качестве отдельной диаспоры, которая никак не контактирует с другими корейцами.

Формирование этой группы началось после 1870 г. Первая перепись корейцев на Сахалине была произведена писателем Чеховым, который посетил остров. В 1897 г., согласно подсчету населения, здесь находилось чуть больше 65 азиатов из 28 тыс. жителей. В период с 1905 по 1937 гг. небольшая группа сахалинских корейцев, как и Корё-сарам, были депортированы в Среднюю Азию.

«Корейцы в России» Избранное

  • Автор Елизавета Антонова
  • размер шрифта уменьшить размер шрифта увеличить размер шрифта
  • Печать
  • Эл. почта

Интервью с Валентином Сергеевичем Ченом, главным редактором Информационного агентства РУСКОР.

Валентин, мой первый вопрос касается юбилейных мероприятий по поводу празднования 150-летия добровольного переселения корейцев в Россию. Расскажите об предстоящих событиях.

— Прецедент уже был в 2004 году, 10 лет назад, когда впервые за всю историю отмечалась эта дата. Вот тогда вышло распоряжение правительства Российской Федерации, которое так и было сформулировано: «О проведении мероприятий посвященных 140 годовщине добровольного переселения корейцев в Россию». Вот и сейчас есть поручение Правительства Министерства регионального развития, которое полностью будет заниматься организационной частью этих мероприятий.Создан организационный комитет, в который вошли представители регионов с компактным проживанием российских корейцев. Вот скоро должны провести второе заседание комитета, его возглавляет Игорь Слюняев – министр регионального развития Российской Федерации. Утвержден план проведения мероприятий, включающих мероприятия, как в Москве, так и в регионах.

А какого рода мероприятия?

— Они очень разноплановые. Допустим, уже первое мероприятие будет в Новосибирске, потом в Москве, Владивостоке. В Новосибирске — это международная научно-практическая конференция об истории переселения корейцев в Россию. А 20 мая во Владивостоке, и в Москве 26, 27, мероприятия с такой неожиданной повесткой, но неожиданной для тех, кто впервые слышит. А для нас это одно из приоритетных мероприятий на тему – православие и корейцы. Это давняя история. Она начинается с середины 19 века, когда начали переселяться корейцы в Россию, и одним из условий переселения было приобщение к православной вере.

— Но и потом есть большая история российской духовной миссии в Корее, которая была основана в конце 19 века и просуществовала вплоть до трагических событий 1917, когда наступила другая эпоха. Так что, история очень богатая и корейцы придают этому значение, потому что с православием они связывают и веру, и духовность, которая, в свою очередь, важная составляющая духовного пространства и является важной основой для интеграции. Поэтому симпозиум во Владивостоке так и будет называться «Корейцы в России: история, культура». Православие — как один из путей интеграции в культурно-духовное пространство России.

А, в свою очередь, в Корее будут мероприятия?

— Там создан организационный комитет. Корейцы тоже придают большое значение данному мероприятию. Оргкомитет создан по инициативе корейскими парламентариями, депутатами. И вошли туда и бывшие послы республики Корея в России. Но в общем плане это важная для исторической родины дата. А какая поддержка будет оказана – это все в стадии обсуждения.

Скажите, а в Сеуле есть российский культурный центр?

— Вот сейчас, после Нового Года, с первого января вошел в силу безвизовый режим между Россией и Южной Кореей. И в рамках вот этого важного решения было принято двустороннее соглашение об открытии культурных центров в Сеуле и Москве. В Москве он есть, при посольстве. Корейцы придают большое значение культурной составляющей. Московский культурный центр будет развиваться. Что касается Южной Кореи и присутствия российской культуры, то там частными организациями создан Пушкинский дом, при активном участии российских граждан, которые живут там. Планируется открыть при посольстве в Сеуле культурный центр для того, чтобы знакомить корейцев с русской культурой.

То есть такой запрос есть?

— Да, есть. И это уже вошло в план мероприятий, которые были поддержаны на государственном уровне.

А русских в Корее много?

— Временно проживающих русскоязычных насчитывается около десяти тысяч, но в основном это люди, которые приехали на работу. В меньшей степени на учебу, по делам бизнеса, туристы.

А как складывается диалог культур среди молодежи обеих стран?

— Может быть, с открытием культурных центров это процесс пойдет быстрее, просто сейчас такой период, когда не очень большая часть молодежи России осведомлена, знает корейскую молодежную культуру. Что-то доходит, но, чтобы было какое-то представление, необходимо чтобы постоянно была связь не только в социальной сети. В прошлом году было несколько гастрольных туров со стороны представителей молодежи Южной Кореи: различные флэшмобы, приезжал популярный рэпер. Но это единичные акции, такого постоянного процесса нет, все это в будущем. Хотя, что касается Южной Кореи, как она смотрит на российскую культуру, то последняя принимается на «бис». Очень много и постоянно приезжают российские артисты. Популярны и даже переведены на корейский язык российские хиты.

А какое внимание к языку? Вы сказали, что переводятся тексты песен…

— Вот в русском доме, который открыт южнокорейцами, там действуют курсы русского языка, бесплатные.

А что касается корейского в России?

— В Корее государственная политика направлена на то, чтобы познакомить мир с корейской культурой и распространять корейский язык по всему миру. В том числе и в России. В Москве постоянно функционируют бесплатные курсы в корейском культурном центре, пользуются большим спросом. И вызывают серьезный интерес. Даже уже не хватает преподавателей, условий, чтобы всех принять. Язык – это важный компонент. Менталитет – это, прежде всего язык, он ключ к другой культуре. Приятно, что россияне проявляют интерес к корейскому языку. Иногда даже больше, чем представители русскоязычных корейцев. Есть такой парадокс.

Как вы думаете, этот взаимный интерес, диалог культур, который складывается между Кореей и Россией, на каком фундаменте существует: история, ментальность?

— Если говорить о ментальности, то это вопрос серьезный, философский. Как раз за 150 лет проживания корейцев явным стал парадокс, что 5-6 поколение, которое уже живет здесь, фактически впитали черты русского менталитета. Но утратили корейский язык. Родной для них – русский, что редкость для народов, проживающих в России. В 90-х годах, когда открылись двери для бывших граждан СССР, многочисленные народы, которые имеют историческую родину за пределами России: немцы, евреи, около 2 млн немцев вернулись в Германию. Третья по численности этническая группа – корейцы, оказалось, что уехали единицы. И когда вопрос почему: оказалось, что все подходит, кроме менталитета. Потому что, в Корее он совсем другой и не привычен для русскоязычных корейцев, которые приобрели уже русские черты.

А экономические связи активны между нашими странами?

— Вот три года назад, было провозглашено стратегическое партнерство между Россией и Южной Кореей, которое предусматривало активизацию экономических связей между нашими странами. Но там принимала участие и Северная Корея, потому что главный проект – это открытие Транссибирской магистрали. Она дошла до границы Северной Кореи, осталось решить политические вопросы, согласовать и тогда, экономическая картина может поменяться. Если бы Корея была единой, то было бы все проще, конечно. Диалог пока складывается трудно. Просто, если со стороны Южной Кореи он предсказуем, то со стороны Северной он трудно представляем. Но у всех есть ожидания позитивного решения. По крайней мере, такая надежда есть у всех, а что касается конкретного выражения, трудно сказать. В последний период Северная Корея послала «мессадж» о том, что она инициирует переговорный процесс. В чем это выразится? Никто не знает. Такая тенденция есть.

Как происходит расселение корейцев в России?

— История тут такая. 150 лет назад – это было приморье, потом в 1937 году насильственное переселение в районы средней Азии. Там были компактные проживания и успешные. Была целая большая эра в экономике: создание корейских колхозов. В 50 – х годах примерно 250 человек были удостоены звания героя соцтруда. Это высшее звание. Вот это режим переселения он был уже либерализован, и можно было свободно выбирать место жительства. И большое число корейцев стало разъезжаться. Молодежь стала получать высшее образование, старалась качественное получать, в крупных центрах. В советское время «по удельному весу высшего образования» корейцы были на одном из первых мест. Сейчас дисперсное расселение. Те, кто занимается корейскими вопросами, мы многих не знаем. Практически нет крупного населенного пункта, где не жила бы хотя бы одна семья. Мы знаем ту прослойку, которая заметна.

Корейцы любят работать и любят учиться?

— Да, это национальная ментальная черта. В каждой корейской семье приоритетным направлением деятельности является образование. Поэтому не случайно ходит легенда, что самая бедная семья старается собрать деньги, отправить ребенка учиться, чтобы он получил высшее образование. Образование — шаг к успеху.

Какова взаимосвязь между корейцами, живущими в России. Это постоянное общение, обмен?

— Это в большей степени семейные связи. По последней переписи 158 тыс корейцев, по неофициальным 200 тыс. Многие приезжают из бывших республик СССР.

Да есть еще связи между общественными корейскими организациями. После 90-х годов во всех государствах бывшего СССР, были созданы общественные корейские структуры. Но основная масса населения из полмиллиона корейцев развиваются индивидуально. Они живут автономно порой. В отличие от других народов, у которых ярко выражена диаспора, тут диаспора условна в большей степени.

Скажите, пожалуйста, помимо России, где еще в мире корейцы в большом количестве проживают?

— Корея одна из многих стран, которая относится к мировой нации. Южная Корея – 50 миллионов, Северная Корея – 25 миллионов, и 8 миллионов живут за пределами своей исторической родины. Расселенность такая, что практически нет такой страны, где бы не жили корейцы. Самые крупные это Китай и Америка. На первом месте Китай, там есть даже корейская автономия. Америка – это территория, на которой корейцы могут раскрыть свой личный потенциал. В Канаде много, в Южной Америке, в Европе. Наблюдая за корейцами, выходцами и гражданами тех стран, где они прижились, есть такая особенность: очень быстро адаптироваться к новой среде проживания, ассимилироваться, принимать менталитет.

Почему это так? Это своего рода свобода толерантность корейского человека?

— Способность приспосабливаться к тем жизненным условиям, в которых они оказались. В 1937 корейцы не просто выжили, но и быстро добились успеха.

Может быть, потому что своя культура не такая догматичная, доминирующая?

— Страна много лет была закрытой. Это, конечно, сформировало определенный генотип, но оказалось что корейцы склонны к открытости.

Вы сказали про православие, который интересно корейцам. А как насчет буддизма?

— В Москве есть миссия буддистская, которая изначально является миссией от буддистской церкви в Корее. Но она зарегистрирована как корейский культурно-просветительный духовный центр. Там распространяется корейский язык, также знакомят с буддизмом. Образ мышления, мировоззрения – это буддизм. Есть люди, которые этим интересуются.

А для самих корейцев что популярно?

— Как ни странно, самая распространенная религия – христианство.

К буддизму корейцы причисляют себя в силу происхождения, а вера самая распространенная это неправсославные ветви христианства — баптисты, пресвитерианцы, протестанты. То есть та вера, которую завезли 200 лет назад американцы, она распространилась и окрепла. Сейчас среди 40 процентов верующих популярны именно данные направления во многом, потому что когда-то были частью другой культуры, теперь, стали частью корейской.

Валентин, большое спасибо за беседу.

Известные корейцы в России

Известные корейцы России, которые родились на территории СССР и нынешней РФ, – это Нелли Ким и Виктор Цой.

Нелли Владимировна Ким появилась на свет 29 июля 1957 года. Местом ее рождения является город Шураб, находящийся на территории Таджикской ССР. Нелли прославила Советский Союз, будучи пятикратной олимпийской чемпионкой, пятикратной чемпионкой мира, двукратной чемпионкой Европы и многократной чемпионкой СССР. В 1976 г. ей было присвоено звание заслуженного мастера спорта.

Ее отцом является сахалинский кореец, мать – татарка. Свое детство она провела на юге Казахстана. Спортом Нелли начала заниматься в 10 лет. И уже к 1970 г. она стала достойным соперником. В 1975 г. Нелли победила на чемпионате Европы. Через год получила уже третью победу на Олимпийских играх в Монреале. В 1977 г. она вышла замуж за белорусского гимнаста и переехала с ним Минск. В 1979 г. ей было присвоено звание абсолютной чемпионки мира. Надо отметить, что Ким является первой гимнасткой, которая участвовала в Олимпийских играх, получившая максимальную оценку (10 баллов) за опорный прыжок и вольные упражнения.

После того как ее карьера была окончена в 1980 году, Нелли стала заниматься тренировкой национальных сборных. В этот же период она получила должность международного арбитра, также судила все наиболее крупные соревнования мира. Имеет два ордена Трудового Красного Знамени. На данный момент Нелли проживает с новым мужем и дочкой в США.

Виктор Цой смог за короткий срок стать легендарным рок-музыкантом, автором песен и художником. Он же является лидером и основателем группы «Кино». В ней он пел, играл на гитаре, писал стихи и музыку к ним. Снялся в нескольких кинолентах.

Виктор родился 21 июня 1962 года в Ленинграде. Деятельность в качестве поэта, певца и композитора он начал в 1978 г. Его отец — Роберт Цой – инженер, имеет корейское происхождение, мать – обычная преподавательница физкультуры. Родители Виктора в 1973 г. развелись, но через год снова вступили в брак. Цой учился в художественном училище, однако за неуспеваемость был отчислен. После этого он поступил учиться на резчика по дереву. В молодости Виктор фанател от Боярского и Высоцкого. На него оказал сильное влияние Брюс Ли. Он стал подражать его имиджу, начал увлекаться восточными единоборствами.

Группа «Кино» в биографии Виктора занимает значимое место. Этот коллектив стал по-настоящему легендарным. Просуществовал он недолго: основан в 1984 г. и в 1990 г. расформирован. Последний концерт группа дала 24 июня финального года. После него Цой с другом уединился на даче, где был записан новый альбом. Он был выпущен в декабре того же года и назывался «Черный альбом». Обложка полностью соответствовала названию. Вероятно, группа существовала бы намного дольше и получила бы мировое признание… Однако в августе 1990 года на 28 году жизни Виктор Цой погиб. Согласно официальной версии, он уснул за рулем и врезался в автобус. Фанаты называют своего любимого исполнителя, композитора человеком с большой буквы. Они до сих пор посвящают ему песни и посещают его могилу. Эта трагедия стала шоком для всех.

Жизнь корейцев в России

Как нетрудно догадаться, корейская диаспора в России неоднородна. Связано это с тем, что азиаты постоянно переселялись с места на место и меняли районы, где они обитают. Как правило, на Дальний Восток попадали жители Северной Кореи, на Сахалин – Южной. На данный момент многих азиатов интересует, нужна ли корейцам виза в Россию, однако об этом позже.

Диаспора еще состоит и из тех, кто приехал на территорию РФ в качестве студентов. Они, как правило, остаются жить в государстве после окончания высшего учебного заведения на постоянной основе. Корейское население, проживающее на территории России, делится на 3 типа.

  • Первая группа состоит из тех, кто имеет местное гражданство.
  • Во вторую входят те, кто зарегистрирован в Северной Корее, однако получил разрешение на постоянное место жительства.
  • В третью группу попали те, кто не смог получить гражданство.

Стоит также сказать о том, что отношения между членами корейской диаспоры достаточно напряженные. Когда на территорию Сахалина были направлены азиаты из Средней Азии и Казахстана, они, ввиду того, что хорошо знали русский язык, постоянно претендовали на руководящие должности. Именно поэтому пытались подчеркнуть свое превосходство над другими азиатами. После того как Россия улучшила связи с сахалинскими корейцами, они из-за хорошего владения собственным языком получили возможность устраиваться на должности переводчиков и менеджеров в международные компании, посольства, представительства и церкви. К северокорейским беженцам всегда было настороженное отношение. Причем это проявляется не только со стороны России и Южной Кореи, это также заметно и в действиях родственного государства.

Корейцы в России уже изменили свой быт и традиции, которые давно претерпели некоторые изменения. Население, из-за влияния на них русской культуры, немного поменяло свой образ жизни. Многие из азиатов приняли Крещение.

Сейчас корейская диаспора в России является одной из самых крупных на территории. Подавляющая часть этих людей говорит на русском языке. Лишь около 40% владеют корейским.

В основном эти люди исповедуют православие. Однако в некоторых группах, преобладают конфуцианство и буддизм.

На данный момент корейская культура стала развиваться на территории России. Люди восстановили школы, начали печатать издания. Помощь в этом им оказывает посольство Республики Корея.

Визовый режим

Нужна ли корейцам виза в Россию? Однозначный ответ – да. Ее следует оформить, так как въехать и находиться на территории РФ на законных основаниях при ее отсутствии невозможно. Для того чтобы получить визу, необходимо приглашение. Неважно, это способен сделать как обычный человек, так и организация. Виза для корейцев в Россию (она может быть туристической, частной, бизнес или рабочей), оформляется при помощи обращения в консульство РФ на территории Южной Кореи. Порядок оформления и сроки будут указаны специалистом непосредственно в посольстве.

Северная Корея в начале этого года предлагала России перейти на безвизовый режим. Однако этот вопрос до конца не решен.

Корейцы о России и русских

Корейцы постоянно рассказывают о том, что россияне достаточно много пьют. Кстати, многие свято верят, что Россия – это СССР. И очень удивляются, когда приезжают и понимают, что это не так.

Корейцы про Россию рассказывают достаточно интересно. Некоторые думают, что в летний период здесь тепло не бывает. Также многие переселенцы удивляются тому, что здесь есть низкорослые девушки. По их мнению, все дамы должны быть выше 170 см.

Талантливые сестры

"Я, девочка с корейской фамилией и русской душой, горжусь, что живу в многонациональной России!" — пишет в своем сочинении московская девятиклассница Ди-Ён Дон. Она, как и многие другие участники конкурса, родилась не в России — в Узбекистане, и мечтает побывать в Корее.

Как рассказала девушка корреспонденту РИА Новости, ее мечта осуществится этим летом — школьница планирует съездить в гости к брату, который учится в столице Южной Кореи — Сеуле.

Родители девушки — педагоги по образованию — привезли дочь в Россию в 1998 году. Тогда Ди-Ён было всего восемь лет. Она рассказывает, что в ее роду по материнской линии много педагогов: деды и прадеды работали учителями. Сама школьница пока не знает, кем станет.

"Я учусь в девятом классе средней общеобразовательной школы №1086 с корейским компонентом обучения в Москве. В школе обучаются не только корейцы, но и русские, татары, армяне и другие. Атмосфера в школе дружелюбная", — пишет она в сочинении.

"Люблю слушать русские народные песни и романсы. Моя бабушка, Фрида Васильевна, знала много русских романсов и очень любила их исполнять. Сейчас, живя в Москве, часто хожу в кино, театры, музеи, концерты. Нашему деду дают льготные билеты и бесплатные приглашения как реабилитированному от незаконных политических репрессий. Вот он и зовет нас по очереди на различные концерты и спектакли", — добавляет школьница.

Ди-Ён заняла третье место в своей возрастной категории (14-18 лет). В Томск на церемонию награждения она приехала вместе с двоюродной сестрой Марией Ли, которая участвовала в конкурсе в другой возрастной категории — 19-25 лет.

"150 лет вместе. Это много или мало? Безусловно, в историческом масштабе совсем мало, но для жизни отдельного человека это большая дата. Арифметический расчет одного поколения равняется 25 годам. Значит, шестое поколение этнических корейцев проживает в России. В нашем роду я россиянка в пятом поколении", — пишет Мария Ли.

Ее прадед и дед значительное время прожили в Узбекистане, куда их переселили с Дальнего Востока в 1937 году. "Дед сейчас живет в городе Москве. Я считаю себя кореянкой, хотя для меня родной язык — русский. Имя дали русское. Отчество ношу тоже русское", — делится студентка Российского государственного университета туризма и сервиса.

Откуда взялись

Корейцы в России появились в 60-х годах XIX столетия, когда многие крестьянские семьи из-за тяжелого экономического положения, неурожаев, а также малоземелья стали активно переселяться с территории северо-востока нынешней Северной Кореи дальше — в российское Приморье. Потом Япония оккупировала Корею. Повалили еще беженцы. Власти Российской Империи весьма благосклонно отнеслись к мигрантам из-за трудолюбия и хороших взаимоотношений с местными жителями. Новичков расселяли по тогда еще не очень обжитому региону. Здешний климат и способы хозяйствования ничем не отличались от родины мигрантов, поэтому опыт корейцев пригодился для освоения края.

Корейцы возле Владивостока до русификации. Фотография начала XX века

Российская Империя сразу за приезжих взялась. Мигрантам организовали систему церковно-приходских школ и миссионерских центров, где корейцы начали понемногу впитывать русскую культуру, учить язык, а некоторые принимали православие. В итоге на территории нынешнего Посьетского района Приморского края корейцы стали составлять компактное большинство населения, но расселились и по многим другим субъектам Дальнего Востока. Вообще есть еще и сахалинские корейцы — переселенные японцами в годы оккупации части Сахалина 1905–1945 из собственно Южной Кореи. Это рабочие, которые остались в СССР после Второй мировой, но это совсем другая история: и по менталитету, и по культуре сахалинские корейцы отличаются от корё-сарам и пока русифицируются не так активно.

В годы Гражданской войны большинство российских корейцев заняли сторону красных из-за того, что белым оказывала существенную поддержку Япония, оккупировавшая Корейский полуостров. После окончательного установления власти коммунистов по древней большевистской традиции корё-сарам организовали образование на родном языке, русский язык стал изучаться чуть ли не в качестве иностранного, в сельской местности почти никто не говорил по-русски. На корейском в то же время выходило 6 газет и 7 журналов, создавались разнообразные организации, призванные поддержать в людях азиатское самосознание, было более 400 корейских национальных школ, 2 национальных района и 77 сельсоветов.

Первоначальное расселение корейцев в России в XIX веке

Дружба народов и многонациональная идиллия длились недолго. В 1937 году большевики всех корейцев депортировали с Дальнего Востока в Среднюю Азию «в целях пресечения проникновения японского шпионажа». Хотя многие исследователи считают, что корё-сарам вывозили не так жестко, как крымских татар, поволжских немцев или чеченцев: людей спокойно переселяли, причем операция по перемещению в Среднюю Азию длилась несколько месяцев. Некоторым тогда даже разрешили вернуться в Корею. Всего было вывезено 172 тысячи человек, многим выплачивалась компенсация за оставленное имущество, выдавались стройматериалы для строительства новых домов. Следует признать: в результате депортации из-за первых трудностей и болезней в пустынной местности погибали старики и младенцы, но очень высокая рождаемость у данной этнической группы покрывала эти людские потери.

На новом месте мигранты отлично прижились, своим трудом подняли с нуля сельское хозяйство в условиях засушливого климата. Впоследствии в Стране Советов корейцы стали занимать первое место по количеству Героев Социалистического Труда на 1000 человек населения. В депортации корейцы сблизились с русскими, перенимали нашу культуру, менталитет, историю, читали классическую литературу, учились быть нами. После переселения корейский язык сразу перестали использовать даже в бытовом общении, имена и отчества они сами переделали на русский лад, оставив только национальные фамилии. Несмотря на то, что в Средней Азии тоже были открыты корейские школы, старшее поколение настаивало, чтоб молодежь изучала русский язык как родной. Это обосновывалось возможностью получить высшее образование и хорошую работу вне сельского хозяйства.

Корейцы в депортации стали добровольно русифицироваться

Из-за стремления к русской культуре почти все корейцы стали русскоязычными, ментально русскими и пополнили европейскую общину Южного Казахстана и Узбекистана, хотя чисто внешне похожи на здешних аборигенов. Интересно, корейцы сами вспоминают, что если был в то время какой-то конфликт с местными азиатами, то корё-сарам для отпора и защиты объединялись с русскими. С середины 50-х годов для корейцев отменили ограничения на все передвижения по Советскому Союзу, и многие стали мигрировать в другие районы, главным образом в РСФСР и поселяться среди славян.

Со временем корейцы перестали заниматься исключительно выращиванием риса и овощей. Сегодня русских корейцев можно встретить на многих высоких должностях в любых сферах и структурах. В России население с уважением приняло нормальных мигрантов, которые от нас отличались, по сути, только разрезом глаз. Получили популярность блюда корейской кухни, которые прочно вошли в русскую — морковь по-корейски, например. К слову, это кулинарное изобретение исключительно российских корейцев, на Корейском полуострове такую морковь не едят. Да и сами переселенцы также переняли многие русские продукты и способы их приготовления.

"Простая российская кореянка"

В своих сочинениях школьники и студенты рассказали о мечтах и надеждах — они связывают свою жизнь с Россией и надеются, что в будущем не будут слышать фраз типа "Россия — для русских".

"В школу я пошла в Москве, где впервые столкнулась с проблемой: иногда на меня странно смотрели проходящие мимо люди. Хоть я была ребенком, но уже тогда поняла, что это из-за смуглой кожи и узкого разреза глаз. Тогда это была просто детская обида, я еще не знала важность и глобальность этой проблемы. Призываю всех быть толерантными друг к другу", — пишет ученица столичной школы Юлия Ким.

Корреспонденту РИА Новости корейская москвичка Ди-Ён Дон рассказала, что и в ее жизни случались неприятные события из-за национальности. "В школе — нет, там все спокойно. Это было в метро, на папу однажды там напали из-за национальности. Но, слава Богу, появилась полиция, все обошлось", — вспоминает она.

"Живя не первый год в Москве, я ощущаю некий дискомфорт, особенно, когда бываю в людных местах. Порой слышишь: "Понаехали тут!" — пишет Мария Ли.

Девушка уверена, что неприятности, в которые попадают мигранты в России, "портят имидж великой и культурной России".

"От интеллигенции, общественных и государственных деятелей будет зависеть то, как я, простая российская кореянка, буду чувствовать в обществе. А ведь от морального самочувствия каждого гражданина зависит будущее огромной страны", — считает студентка.

Впрочем, отмечают молодые корейцы, все это не мешает им любить российские города, например Москву.

"Это город, в котором, безусловно, можно найти то, что ищешь. И образование, и работу. Здесь необычайно большой выбор университетов, институтов, академий, колледжей", — рассказывает ученица московской школы №1086 Анна Тигай.

Обретенная родина

Председатель жюри конкурса, преподаватель ТГПУ с 20-летним стажем Анна Курьянович рассказала РИА Новости, что все участники писали о русском языке как средстве единения нации.

"Ребята, всего 18 человек, писали, начиная о своей малой родине, где родились, писали, что долго прожили в РФ, как изнутри видят свое положение — корейский ребенок в условиях российского проживания. Кто-то писал о книгах, бабушках и дедушках. Все считают Россию своей родиной, исторической, генетической или приобретенной", — рассказала она.

"Пишут, что жили в Узбекистане, Таджикистане, в странах дальнего зарубежья, но хотят жить в России. Общая идейная тональность светлая, это тексты с хорошей верой в будущее. О родине, о языке нельзя написать хорошо "по указке", если ты это не пропустил не только через свой мозг, но и через свои чувства", — подчеркнула председатель жюри.

Полиглоты в моде

Многие участники конкурса говорят, что знание русского и одновременно других языков им обязательно пригодится. Это не просто модно и престижно, а позволяет наладить межнациональные связи даже на уровне "школа-университет".

"Мечтаю овладеть китайским и испанским языками. Знание языков позволяет человеку знать многообразие культур и делает его высокообразованным в обществе. Мне очень комфортно дома, на работе, в институте. Дружу не только с корейцами, но и с русскими, евреями, армянами, узбеками и другими. Все они относятся ко мне хорошо и уважительно. Мне легко с ними общаться", — рассказала в сочинении Мария Ли.

Как пишет один из конкурсантов, пятиклассник из Москвы Чжу Сучжин, "чтобы передать красочность русского языка, приходится много трудиться, чтобы оживить на корейском языке все красноречие русского языка".

Дед мечтает съездить в Крым

Молодые российские корейцы особо отметили в своих сочинениях "чудеса" страны — природные памятники и заповедники. Рассказали, что используют любую возможность для путешествий по стране — выезжают на соревнования, на конкурсы, ездят с семьей.

"Мой дед обещал свозить в Звенигород, чтобы послушать трели соловья. Когда-то он служил в армии в тех краях и слышал это чудное пение, которое запомнил навсегда. Дед мечтает съездить в Крым, который стал с этого года частью РФ, как это было 23 года назад. Обещает взять меня с собой на этот полуостров", — пишет Дон Ди-Ён.

Восхищаясь российскими просторами, конкурсанты вспоминают русских классиков литературы, цитируют стихи о природе, признаются в любви к березкам, лету в деревне. Все в традициях "загадочной русской души".

Вспоминают и известных корейцев, живших в России, например, Виктора Цоя. "Его слушают, поют и перепевают так же часто, как перечитывается "энциклопедия русской жизни XIX века" "Евгений Онегин". Творчество Виктора Цоя можно уверенно считать "энциклопедией русской жизни" 80-х годов ХХ века", — считает Анна Тигай.

Вижу сны на русском

"Так кто же я? Кореянка или русская, кого во мне больше? Как себя называть? С одной стороны, говорю и мыслю по-русски, сны вижу на русском. А с другой стороны, у меня фамилия корейская, разрез глаз восточный, обычаи и традиции в семье соблюдаются корейские, отчасти русские. Думаю, что будет правильно сказать, что я — российская кореянка", — пишет конкурсантка Мария Ли.

Она отмечает, что словосочетание "российские корейцы" твердо утвердилось в РФ после распада СССР. "Моих предков до третьего поколения, которые жили в России, называли просто "корейцы", а начиная с прадеда, называли "советскими корейцами" А нынче, кто проживает в РФ, — "российские корейцы", — пишет она.

Мария Ли стала победительницей конкурса в своей возрастной группе — от 19 до 25 лет. Среди школьников лучшей признали работу Вероники Ким из Томского гуманитарного лицея. Школьница вообразила, что берет интервью у своего любимого писателя Михаила Булгакова.

А так написал о России десятиклассник столичной школы Чжун Мин Джонг: "В мои 17 лет я представляю свою собственную жизнь как отдельную главу в истории — все с чего-то начинается и чем-то заканчивается. Я дитя двух культур, но начало мне дала моя Родина — Россия".

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие "Международное информационное агентство "Россия сегодня" (МИА "Россия сегодня").

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы,
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств,
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме,
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации,
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию,
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства,
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки,
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными,
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству,
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию,
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение,
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете,
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении,
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение,
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»),
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»),
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»),
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Что сегодня

Поздние советские, а потом и новые российские власти очень сопротивлялись русификации корейцев. Вместо того чтобы помочь ассимилироваться в русской этнической среде и тем самым увеличить процент титульного этноса, укрепить страну, корё-сарам заставляют быть азиатами. Вовсю открываются культурные центры, школы по изучению корейского, проводятся фольклорные праздники, которые оплачиваются из Сеула. Хотя у русских корейцев нет чувства принадлежности к Корее. Известный поэт и композитор Юлий Ким говорит об этом так: «С Кореей как-то не сложилось. Я был там, но это не превратилось в любовь к родине моих предков». Известные россияне полного или частично корейского происхождения — Виктор Цой, Костя Цзю и многие другие — неоднократно говорили, что считают себя больше русскими.

Костя Цзю: «Я рос в чисто русской уральской семье», «Я себя в большей степени считаю европейцем», «Я — русский человек»

Но из Южной Кореи постоянно навязываются идеи о воссоздании корейского национального района в Приморье или даже национальной республики. Председатель секции корейской литературы Союза писателей Узбекистана Угай Дегука даже обращался в 1990-м к Горбачеву по данному вопросу и во всякие ООН. Сегодня Сеул предлагает Москве создать в Приморье корейскую этническую территорию. Там, например, уже несколько лет планируют построить предприятия по лесопереработке, рыболовству и добыче полезных ископаемых с рабочими местами для этнических корейцев. Основным источником инвестиций стали бы южнокорейские компании. Когда численность корейцев достигла бы 100–150 тысяч человек, учредили бы национальный район. Но эти наполеоновские планы пока тормозятся Россией.

И Северная и Южная Корея активно борются за наших обрусевших сограждан, не дают ассимилироваться и считать себя этническими русскими. Тамошними историками и корейскими националистами постоянно напоминается, что русские-де выгнали корейцев с насиженных мест и ужасно депортировали. Северокорейцами и южнокорейцами создаются в России свои параллельные организации, где пытаются перетянуть диаспору на свою сторону. Существуют образовательные программы для соотечественников, которые предлагает и Сеул, и Пхеньян. Студенты должны будут по возвращении в Россию рвать одно место за своих — говорить, например, как же хорошо со свободой слова у товарища Ким Чен Ына. Южная Корея продвигает протестантские секты, хотя большинство российских корейцев сегодня — атеисты либо православные (крестились в том числе и для того, чтобы еще больше быть похожими на нас).

Сегодня во всех странах СНГ проживает около полумиллиона корейцев. В России, по переписи 2010 года, — 153 тысячи, но число этнической группы растет из-за постоянно прибывающих мигрантов из Средней Азии. Крупные общины еще остаются в Узбекистане (180 тысяч человек) и Казахстане (100 тысяч). Но большинство корейцев вместе с тамошними русскими пытаются оттуда переселиться в Российскую Федерацию, так как считают себя частью европейского русскоязычного населения. Корё-сарам едут главным образом в Москву или Питер, Юг России, в крупные города по всей стране. Межнациональные браки в России у корейцев тоже распространены весьма широко, даже больше, наверное, чем мононациональные. Когда муж русский, а жена кореянка и наоборот — примерно поровну. Дети от таких союзов чаще всего выбирают русскую самоидентификацию.

Есть, конечно, те, кто мигрировал по программе возвращения соотечественников и в Южную Корею, которая после какого-нибудь Узбекистана или юга Казахстана кажется просто каким-то раем на земле, но таких немного. Многие мечтают вернуться в Россию. На чужбине корё-сарам местные уже не считают частью своей нации, обвиняют в лени, нежелании работать, хорошо учить корейский, в отсутствии «корейского имени», смеются над акцентом. К одноплеменникам из России в Корее относятся настороженно, предвзято и пренебрежительно. Та же ситуация и в корейских диаспорах по всему миру, когда сами настоящие корейцы в какой-нибудь Канаде говорят корейцу из России: «Ты не кореец, ты — русский, что ты сюда ходишь». По мнению таких природных корейцев, выходцы из России ведут себя точно как русские, и мало что в них осталось национального корейского. И это действительно так.

Сегодня корейцам не дает быть русскими только азиатская внешность. Остальные черты корё-сарам с радостью переняли. Смена родного языка и дисперсное расселение не дают никакого шанса общине на существование в будущем. Через каких-то 50–70 лет корейцы полностью вольются в наш народ. Во многом ассимилироваться мешают власти, которых потеря одного из 666 народов нашей страны сильно расстроит. Многие корейцы хотят полностью русифицироваться, а им говорят: нельзя, какой ты русский, блин, ты — азиат, иди в общину и изучай корейский, танцуй и рисуй иероглифы. Зачем? Хотят становиться русскими — пожалуйста. Тем более корейцев не так много, чтобы как-то повлиять на классический русский генотип или фенотип, а большинство детей от смешанных браков и так чаще похожи на европейцев.

Мы, русские, народ дружелюбный и гостеприимный. В отличие от граждан какой-нибудь Южной Кореи, с радостью смотрим на иностранца, который перенимает все наши признаки идентификации, добровольно решает влиться в русский плавильный котел и становится такими, как мы. Если это происходит, то мы считаем его за своего без каких-либо «но». И хорошие мигранты есть: когда их не очень много и они пытаются жить и вести себя так, как местное население. Судьба корейцев — редкий в наше многонациональное время пример позитивной интеграции и добровольной, выгодной русификации.

  • http://www.stoletie.ru/geopolitika/russkije_korejcy_2011-07-06.htm
  • http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1128018
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D1%91-%D1%81%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BC
  • http://fb.ru/article/263330/koreytsyi-v-rossii-istoriya-i-sovremenost
  • http://culturedip.interaffairs.ru/index.php/exclusive/item/326-326
  • http://ria.ru/society/20140612/1011761811.html
  • http://sputnikipogrom.com/inside-russia/73006/russian-koreans/

Смотрите видео: Откуда Корейцы в России?

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть